Л.С. Попова. Портрет философа. 1915

«Портрет философа» является признанным шедевром кубофутуристического периода в творчестве Любови Поповой.

Известно несколько живописных и графических вариантов этого портрета, на котором, по признанию самой художницы, изображен ее брат. Окончивший юридический факультет Московского университета, Павел Сергеевич Попов был человеком разносторонне образованным: увлекался философией, психологией, античной литературой, в 1920-е годы преподавал в Государственных высших театральных мастерских, руководимых В.Э. Мейерхольдом. Именно он сохранил творческое наследие Поповой.

Однако образ брата для художницы служит лишь первоначальной идеей и импульсом для дальнейшей живописной работы. Само название подчеркивает этот уже отстраненный от реального персонажа и обобщенный смысл. Кроме того, в портрете ощутимо качество, являющееся едва ли не неотъемлемым свойством русского авангарда. Это ирония, которой пронизана композиция портрета. В сочетании с названием здесь оказывается ироничным весь подбор атрибутов: цилиндр и белая манишка, щегольские усики и скептическая усмешка, распознающаяся в этом мелькающем «дребезжащем» изображении, рюмка и издание философского «Revue».