Комментарий методиста Е.А.Чижевского к уроку

 учителя физики С.Ф. Широкова

 

Еще до начала урока в кабинете физики была произведена перестановка мебели. Получилось шесть своеобразных островков, на каждом из которых разместилось по 3-4 учащихся.

В самом уроке можно выделить несколько относительно самостоятельных частей:

1.  Восстановление в памяти учащихся знаний, необходимых для дальнейшей работы в ходе урока.

2.  Инструктаж учащихся по предстоящей лабораторной работе.

3.  Выполнение лабораторной работы.

4.  Обработка материалов, полученных в ходе лабораторной работы.

5.  Использование уравнений, связывающих периоды колебаний математического и пружинного маятников с величинами, от которых они зависят.

6.   Домашнее задание.

 

1. Поздоровавшись с учащимися и назвав тему урока, учитель предложил повторить изученное ранее. В ходе актуализации знаний учащиеся восстанавливали в памяти сущность понятий: материальная точка; математический и пружинный маятники; названия величин, характеризующих их колебания; единицы их измерения; силы, действующие на маятники при их колебаниях.

2.   Закончив актуализацию знаний, учитель предложил учащимся открыть рабочие тетради и записать тему урока: «Период колебаний математического и пружинного маятников».

Здесь в деятельности учителя требовалась небольшая пауза, в ходе которой учащиеся должны были выполнить такую запись.

Не ожидая, пока учащиеся закончат писать, учитель начал инструктаж о целях, задачах, последовательности выполнения лабораторной работы, которую ученикам предстоит выполнить. Взяв листочки с заданиями, учащиеся должны проанализировать сформулированные на них задания каждой из шести групп:

1 гр. Зависит ли период колебаний математического маятника от его длины?

2 гр. Зависит ли период колебаний математического маятника от его массы?

3 гр. Зависит ли период колебаний математического маятника от его амплитуды?

4 гр. Зависит ли период колебаний пружинного маятника от его амплитуды?

5 гр. Зависит ли период колебаний пружинного маятника от жесткости его пружины?

6 гр. Зависит ли период колебаний пружинного маятника от массы его груза?

По мере выполнения заданий каждая группа учащихся должна заполнить соответствующую таблицу.

Определив, зависит или не зависит период колебаний соответствующего маятника от указанных величин, учащиеся должны будут перейти к следующей части задания. Им необходимо будет определить: как период колебаний  зависит от соответствующей величины? Вспомнив с учащимися, какие зависимости между величинами они знают и как соответствующие зависимости выражаются, учитель помогает учащимся понять необходимость построения графиков соответствующих зависимостей и предлагает перейти к выполнению лабораторной работы.

Учитель напоминает учащимся, что целью выполняемой работы является получение формул для расчета периодов колебаний математического и пружинного маятников. На выполнение лабораторной работы учащимся отводится 12-14 минут.

3.  Начинается выполнение лабораторной работы. Учитель проходит по кабинету и задает вопрос каждой группе учащихся:

- Какие величины вы будете изменять?

     - Какие величины вы будете вычислять?

Напоминает учащимся, что задание они должны выполнять в той последовательности, которая указана в задании на листочке:

· собрать установку;

· определить время 10 колебаний;

· вычислить период колебаний по формуле;

· результат записать в таблицу;

· повторить измерение несколько раз;

· сделать вывод;

· построить график;

· записать математическое выражение полученной зависимости.

Учащиеся углубляются в выполнение лабораторной работы. Учитель проходит по кабинету и внимательно наблюдает за их деятельностью. Выполнение подходит к концу. Звучит команда учителя: «Заканчиваем».

4.  К доске для построения графиков полученных зависимостей вызываются по одному представителю от каждой из шести групп учащихся. Они вычерчивают на соответствующих частях классной доски графики полученных зависимостей или независимостей периода колебаний маятников от соответствующих величин. Учащиеся, последовательно анализируя с помощью учителя полученные ими результаты, приходят к выводам:

·  Период колебаний математического маятника не зависит от массы маятника.

·  Период колебаний математического маятника не зависит от амплитуды колебаний (учитель добавляет, что это справедливо только при малых колебаниях).

·  Период колебаний математического маятника зависит от его длины: с увеличением длины период колебаний увеличивается.

·  Период колебаний пружинного маятника не зависит от амплитуды его колебаний.

·  Период колебаний пружинного маятника зависит от жесткости пружины: с увеличением жесткости период колебаний уменьшается.

·  Период колебаний пружинного маятника зависит от массы груза: с увеличением массы период увеличивается.

 

Обобщая результаты проделанной учащимися работы, учитель вводит уравнения для расчета периодов колебаний математического и пружинного маятников.

5.   Используя введенные уравнения, учащиеся анализируют предложенные учителем качественные задачи.

6.   Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание: повторить §26; повторить свои записи, сделанные на сегодняшнем уроке в рабочей тетради и на листочке с заданиями к лабораторной работе; решить задачи из задачника 850 и 851.