И.Н. КРАМСКОЙ. ПОРТРЕТ Л.Н. ТОЛСТОГО. 1873

Инициатива запечатлеть на портрете великого русского писателя Л.Н. Толстого принадлежала самому И.Н. Крамскому.

Он писал Толстого в его имении Ясная Поляна. В тот период сорокапятилетний Лев Николаевич работал над романом «Анна Каренина» и, в свою очередь, разговаривая с Крамским, «написал» с него художника Михайлова – одного из персонажей своего романа.

Крамской сумел понять в Толстом самое главное. Он постиг великую способность гениального писателя познавать жизнь во всей ее сложности, раскрывать ее суть, увидел и смог запечатлеть в портрете его могучий интеллект. Через десять лет художник в письме к Толстому говорил, что монолитная цельность личности писателя больше всего его поразила.

В своих портретных характеристиках Крамской ищет не столько неповторимой индивидуальности, сколько общее, типическое. В портрете Толстого счастливо совпали и тип и индивидуальность. Взгляд Толстого, режущий, колючий, непреклонный, строгий и даже холодный, выдает в нем ученого, аналитика, предмет исследования которого – человеческая душа.

Портрет Л.Н. Толстого стал программным в творчестве И.Н. Крамского.