Б.И.Давыдов. Рыба. 1971

Уроженец Саратова, Борис Иванович Давыдов, получил образование в стенах Саратовского художественного училища. Становление его как художника пришлось на годы тоталитарного режима в нашей стране, когда любые формы культуры, не укладывающиеся в рамки соцреализма, могли существовать только нелегально. Художественное творчество определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности. Пришедшая в начале 1960-х годов так называемая "оттепель", связанная с развенчанием сталинской идеологии, была недолгой и не принесла ожидаемой свободы.

Существуя на фоне идеологического диктата в области искусства, Давыдов не сразу нашел свою творческую стезю. Он пробовал себя в плакате, восходящем к традициям художественного объединения ОСТ, создавал трогательно-наивные работы в стиле детского или непрофессионального искусства, писал камерные пейзажи, которые продолжали искания художников "саратовской школы". Однако при столь большом разбросе поисков главные черты его мировосприятия всегда оставались неизменными. Произведениям Давыдова свойственна оптимистичность, чистосердечие, откровенность, спокойное доверие к извечному и простому миропорядку, о котором он ведет неспешный и правдивый рассказ.

В 1970-е годы Давыдов увлечен изображением реального быта обычного человека с его будничными заботами и недолгими минутами отдыха. В бесчисленных мелочах и подробностях он находит существенные приметы своего времени, пытается отразить его атмосферу, его тонкий, не всем заметный аромат. Порой его работы напоминают фотографию, четкий и подробный слепок действительности. Но за этим документализмом эпохи стоит более глубокий смысл, наделяющий особой значимостью повседневность современных горожан или сельчан, их будни и праздники, печали и радости.

К этому периоду в творчестве художника относится работа "Рыба", просто и лаконично характеризующая жизненный уклад рыбачьего поселка.

На переднем плане изображена огромная рыба с красными плавниками, лежащая на дощатом столе. Второй план представляет собой поселковый пейзаж с несколькими домишками, расположенными на берегу водоема. В зеленой гладкой поверхности воды отражаются очертания домов. Тесная улица с деревянными тротуарами, вдали слева - фигурка держащей ведро женщины в скромной одежде, у ее ног - кошка. На мостках, проложенных по краю водоема, стоят двое мужчин в темных куртках и резиновых сапогах, один из них дает другому прикурить. Здесь же причалены немногочисленные лодки.

Рыба олицетворяет род занятий жителей этого поселка, небольшого и тихого. Она написана с натуры и легко узнаваема (красноперка), но в то же время это не рыба, приготовленная к разделке, а некий символ, значимый и многое определяющий в каждодневности проживающих здесь людей. Выделяя и увеличивая ее, художник придает мимолетному впечатлению от вида рыбы вес и солидность, делает ее значительной. В тоже время огромный размер ее и расположение на первом плане создают озорной подтекст сюжета работы.

Бесстрастная гладкость фактуры, почти монохромный глуховатый колорит, простая композиция, напоминающая случайный снимок, лишают работу явного эмоционального содержания. Но здесь заметна чуть слышная интонация, выдающая теплоту отношения автора к изображаемому сюжету. Это придает произведению особую поэтичность. Неяркая цветовая гамма определяется различными оттенками серой краски, которая очень гармонично сочетается с красно-вишневыми плавниками рыбы, крышами, ставнями и другими деталями домов, лодок, перил. Заметный диссонанс в эту гармонию вносит резкий тон болотного цвета воды, помещенной художником в центр работы и невольно привлекающей внимание. Похожий оттенок затерялся и в чешуе рыбы, как бы подсказывая зрителю, что она поймана в этом водоеме.

Чередование светлых изгибов и ступеней лестниц, оконных рам, параллелей досок создает неспешный ритм, способствующий медленному и вдумчивому постижению смысла произведения.

Типична одежда персонажей, типичны и узнаваемы их занятия и жесты. Художнику свойственно ощущение ценности каждого мига жизни, повседневного человеческого существования. В его творчестве это свойство парадоксальным образом выражается в органическом стремлении к обобщению. Изображая одного, он видит в нем десятки других, столь же простых безвестных людей.

Натюрморт (франц. nature morte, буквально - мертвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов: утвари, плодов, битой дичи, букетов цветов, атрибутов какой-либо деятельности и т. д. Еще с древних времен художники обращались к натюрморту. Искусство изображения вещи задолго до становления жанра было непременной принадлежностью живописного произведения. Более того, роль изображенных предметов никогда не исчерпывалась простой информацией, добавленной к основному содержанию работы. В зависимости от исторических условий и социальных особенностей конкретной эпохи, они всегда участвовали в создании художественного образа, дополняя его эстетический и философский контекст. В XVII-XVIII веках во Фландрии произошло становление натюрморта как самостоятельного жанра искусства. Тогда он получил иное название - still leben - буквально "тихая жизнь" вещей.

Пейзаж (от франц. - страна, местность) - жанр живописи или отдельное произведение, в котором основной предмет изображения - природа. Лишь в XVII веке пейзаж стал самостоятельным объектом художественного творчества, хотя с давних пор его элементы включались художниками в произведения других жанров. В пейзаже часто изображаются виды населенных пунктов (городской или сельский пейзаж), архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина). Различают исторический, аллегорический, героический пейзаж, в XX веке появился космический пейзаж.

Саратовская школа - одно из художественных явлений эпохи модерна, направление в искусстве, представленное творчеством художников В. Э. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова, П. С. Уткина, А. Т. Матвеева и примыкавшего к ним К. С. Петрова-Водкина.

Реализм - направление в живописи, характеризующееся точной передачей форм окружающего мира. В наивной форме оно проявилось еще в памятниках крито-микенской эпохи. В новое время реализм - это исторически конкретная форма художественного сознания, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 1830-х гг. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в живописи XIX-XX вв. - О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие.

Революция 1917 года, приведшая к власти коммунистов, изменила направление русского искусства. Если в 1920-е годы художники еще продолжали эксперименты и поиски новых форм и живописных приемов, то в 1930-е годы художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства. В качестве главного художественного метода был выдвинут социалистический реализм - вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали, отрицающий неформальные и абстрактные формы изображения. Господствовал с середины 1930-х до начала 1980-х годов. Его основными принципами были провозглашены правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.

Гиперреализм (от англ. hyperrealism, от греч. "гипер" - "сверх" и "реализм") - возникшее в 1960-1970-х годах в США течение в изобразительном искусстве, вначале называвшееся фотореализмом, сочетавшее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название), скульптура представляет собой натуралистические тонированные слепки с живых фигур. Многие мастера гиперреализма (например, живописцы Ч. Клоуз и Р. Эстес, скульпторы Дж. де Андреа, Д. Хэнсон в США) близки поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу; другие же непосредственно продолжают линию магического реализма, сохраняя более традиционные структуры станковой композиции.

Саратов - город в Российской Федерации, центр Саратовской области, расположен на правом берегу реки Волга (Волгоградское водохранилище), в 858 км к юго-востоку от Москвы. Основан в 1590 году князем Г. О. Засекиным и боярином Ф. М. Туровым как город-крепость для защиты юго-восточных рубежей русского государства от вторжения кочевников. Удобное географическое положение города, природные богатства края, охранные мероприятия царского правительства благоприятствовали превращению Саратова в XVII-XVIII вв. в торгово-купеческий центр и важный перевалочный пункт на Волге. Статус города получил с 1780 года.

Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова (СХУ им. А.П.Боголюбова) принадлежит к числу старейших образовательных учреждений России. Основанное в 1897 году как Боголюбовское рисовальное училище при Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, оно было одним из немногих общедоступных культурно-просветительских учреждений в дореволюционной России.

В разные годы выпускниками училища были такие известные художники, как П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Уткин, А.Кибальников, А.Учаев. Выпускники училища составляют основу Саратовской организации Союза художников России. Многие из них регулярно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, их произведения входят в собрания художественных музеев России.

В 1997 году училищу в честь 100-летия со дня основания было возвращено имя А.П.Боголюбова, незаслуженно забытое в годы социалистического строительства. В 1998 году училище переехало в новое здание по адресу: ул. Университетская, 59, где и находится по сей день. В 2002 году по итогам Всероссийского совещания художественных училищ и училищ искусств по академической живописи в Екатеринбурге оно вошло в пятерку лучших художественных учебных заведений России.

Красноперки (Scardinius) - род рыб семейства карповых; включает два вида: обыкновенную красноперку и греческую красноперку. Длина до 36 см, масса до 1,5 кг. Высокое и красивое тело, сверкающее желтовато-золотистым цветом, спинка коричневато-зеленая, глаза оранжевые, с красным пятном в верхней части. Спинной плавник при основании черноватый, на вершине красный, грудные плавники серые, на вершине красные. Рот направлен вверх, зубы двухрядные, пилообразно зазубренные. Брюшко сильно сжато, образует киль, покрытый чешуей. Обыкновенные красноперки распространены в пресных водах Европы, Малой и Средней Азии, в том числе в бассейне Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей. Греческая красноперка обитает в Южной Греции. Рыбы предпочитают селиться в заливах и старицах рек, проточных прудах и озерах, где в изобилии растет камыш, тростник и другие виды водных растений. На открытые участки водоема почти не выходит, держится в толще воды в прибрежных зарослях. Красноперка питается молодыми побегами растений, личинками насекомых, икрой моллюсков. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева