Статуэтка "Монах, несущий девушку в снопе".
       Завод Гарднера. Россия, Московская губ., Дмитровский уезд, пос. Вербилки. 1818-1820 гг.


       Статуэтка представляет собой изображение мужчины с окладистой бородой и усами в темно-лиловой длинной рясе несет за плечами сноп, в котором спрятана девочка. В снопе видно лицо девочки в синем головном уборе с белым кружевом и красный сарафан; внизу из снопа выглядывают ее ножки в лиловых туфельках. Постамент круглый, рельефный с имитацией травы в виде пестрых мазков зеленого, серого и красного цветов. Без марки.
       В собраниях различных музеев и частных коллекций встречаются различные варианты данной статуэтки, иногда исполненные в качестве сосудов для жидкостей, выпускавшиеся на различных российских фабрика с 1810-х гг.
       Сатирические фигурки "Монах, несущий девушку в снопе" были выпущены на заводах Гарднера и Н.С. Храпунова в 1818-1819 гг. На ярмарке в Саратове в лавке торговца Подчукаева одну из них увидел архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Савва. Он немедленно отобрал ее у торговца и представил в местное губернское правление с требованием "о истреблении подобных кукол, как служащих к бесчестию монашеского сана, а прочим христианам соблазном". Дело дошло до Кабинета министров, Синода, Сената и даже до самого императора. Александр I, ознакомившись со всеми подробностями "дела", приказал, чтобы "выставка и отделка подобных сему соблазнительных фигур была повсеместно воспрещена с истреблением таковых, есть ли где оные существуют". "Виновники" были подвергнуты серьезным взысканиям. Статуэтки же - и гарднеровская, и храпуновская - сохранились до наших дней. Но каков же на самом деле прообраз этой "крамольной куклы"? Оказывается, в русском народном фольклоре есть такая скоморошина. Некий монах Боголюбовского монастыря, что неподалеку от Владимира, называемый в народных байках Старцем-Игренищем или Демидом-чернецом, приходит "под окошечко" к богатому человеку просить "честныя милостыни". Просит смиренный старец всего лишь "редечки горькия", "капусты белыя" да "свеклы красныя". Но, увидев "душу красную девицу", вынесшую ему милостыню, не выдерживает соблазна и, засунув девушку вместе с милостыней в мешок, отправляется к себе в монастырь. Однако дорогой его встречают "ребята десятильниковы" (то есть сборщики пошлины с монастырей, так называемой "десятой доли"). Монах пытается их обмануть, но сметливые молодцы ему не верят и начинают тыкать в мешок шильями: "Горька редька рыхнула, бела капуста крикнула, из красной свеклы росол пошел". Этот текст скоморошины XVIII в. был извлечен из рукописного сборника и опубликова известным собирателем русского фольклора А.Н.Афанасьевым (1826-1871).
       Афанастьев Александр Николаевич (1826-1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Родился 12 (24) июня 1826 года в г.Богучар Воронежской губ. в дворянской семье. В 1844 году окончил Воронежскую гимназию и поступил на юридический ф-т Московского университета, который окончил в 1848. Под влиянием лекций К.Кавелина, С.Шевырева, Т.Грановского и др. профессоров сложились демократические убеждения Афанасьева. Афанасьев преподавал русскую историю и словесность в частном пансионе, а с 1849 служил в московском главном архиве министерства иностранных дел. В 1848-1849 годы Афанасьев являлся сотрудником журнала "Современник", в котором публиковал обзоры книг по истории России. Его исторические воззрения были близки к историко-юридической школе, к которой относили историка С.Соловьева и др. В 1850-е годы Афанасьев занялся изучением и публикацией русского фольклора. В основе статей Ведун и ведьма (1851), Колдовство на Руси в старину (1851), Языческие предания об острове Буяне (1851) и др. лежала теория мифологического происхождения фольклора. Эти и другие статьи легли в основу фундаментального труда Поэтические воззрения славян на природу (тт. 1-3, 1865-1869). В 1851 Афанасьев начал готовить к изданию сборник русских народных сказок "по образцу братьев Гримм". Выход в свет в 1855-1863 восьми выпусков собрания Русские народные сказки ученый считал своей главной заслугой в русской литературе. В 1870 году издал сборник Русские детские сказки, составленный на основе полного корпуса Народных русских сказок, соответствующим образом обработанного для детей. В конца 1840-х до начала 1860-х годов Афанасьев вел дневник, в котором содержится множество интересных наблюдений над общественной атмосферой предреформенной России. Умер Афанасьев в Москве 23 октября (4 ноября) 1871. (http://www.krugosvet.ru.)
       СКОМОРОШИНЫ - термин без точных границ, которым пользуются для определения различных видов русского песенного (стихотворного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В своеобразных сюжетных формах скоморошины преобладают неправдоподобные ситуации и "вывернутые" образы. К скоморошинам относят былины-пародии ("Агафонушка", "Старина о большом быке"), сатирические баллады ("Гость Терентище", "Травник"), сатирические и комические песенки ("Фома и Ерема", "Сергей хорош"), небылицы, "тутовые старины" ("Ловля фазана"), исторические песни с элементами пародии ("Кострюк") и др.
Литература:
       Ивлева Л. М. Скоморошины: (Общие проблемы изучения) // Славянский фольклор. М., 1972. С. 110-124.