О сатирических рассказах А. П. Чехова

Уже в ранних рассказах Чехову удалось ярко воссоздать картины быта, общественной жизни своего времени, создать галерею персонажей, характеры и поведение которых сделали их имена нарицательными. Рассказ «Хамелеон» (1884 г.), пожалуй, самый показательный из них. В собрание сочинений Чехов включил его почти без изменений.

В рассказе даны все необходимые признаки времени и обстановки. Перед нами глухая российская провинция 80-х годов XIX века с полицейским надзирателем, городовым, лавками и кабаками, одичавшими от скуки обывателями, падкими на любое развлечение. Полицейский надзиратель грубо помыкает обывателями и в то же время раболепствует, даже заочно, перед высокопоставленным лицом – генералом Жигаловым. Озадаченный вопросом, чья же это собака укусила золотых дел мастера Хрюкина, Очумелов в зависимости от ответа на этот вопрос мгновенно меняет и свое мнение, и тон рассуждений, и поведение. Становится ясно, что это не только хамелеон1, но и двуликий человек. Он предстаёт то раболепствующим холопом, а то распорядителем, привыкшим самоуправно вершить судьбы окружающих его людей. Этим двум «лицам» соответствует, с одной стороны, отношение Очумелова к стоящим над ним властям, с другой – к подчиненным ему обывателям. Искусство Чехова состоит в умении зарисовать «хамелеонство» как черту характера в «чистом виде», не затемненную и не осложненную никакими другими. В результате персонаж представляет собой художественное обобщение, которое выходит за пределы своего времени и своей среды.

К сатирическим приемам изображения «хамелеона» можно отнести и его «говорящую» фамилию, и его отрывистую грубую речь: «По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец? Кто кричал?» Неизвестному «мерзавцу» Очумелов готов показать «кузькину мать». Шинель в рассказе становится выразительной деталью, подчеркивающей хамелеонство персонажа: Очумелову становится то жарко, то холодно от переживаний, когда он не может понять, какая из его масок подходит для настоящего момента.

К рассказу «Хамелеон» примыкают рассказы, сценки, шутки, рисующие комедию нравов общества, забывшем о человеке. Отношения между людьми определяет ступенька, занимаемая ими в общественной иерархии: их капиталы, чины, должности.

В рассказе «Толстый и тонкий» (1883) встречаются два старых приятеля – два человека. Но как только возникает вопрос об их служебном положении, приятели превращаются в два «лица», между которыми неуместны дружеские отношения. В первоначальном варианте рассказа о дистанции между героями напоминал толстый. Перерабатывая рассказ для сборника «Пестрые рассказы» (1886), Чехов усилил его сатирическое звучание: теперь сам тонкий, узнав о высоком чине прежнего товарища, без всяких других оснований магически превращается в раболепствующего чиновника.

В таком мире может произойти смерть маленького чиновника при одной мысли о том, что, невольно чихнув на лысину генерала, он дал повод заподозрить себя в пагубном вольнодумстве («Смерть чиновника» – 1883). Дело здесь не столько в человеческой ничтожности Червякова, сколько в господствующих нравах общества. В рассказе «Маска» (1884) и интеллигенты, и дамы, и директор банка, и даже полицейские власти города не на шутку перепуганы тем, что осмелились на бале-маскараде призвать к порядку глумящегося над ними человека в маске, не ведая, что перед ними местный воротила – миллионер Пятигоров. Их естественное возмущение бесчинством пьяного дебошира сменяется угодничеством и раболепием.

Среди ранних рассказов Чехова есть миниатюрные трагикомедии из крестьянской жизни, рисующие бескультурье, темноту и забитость мужиков. Эти произведения имеют как бы два плана. Первый – комический. Бестолковый, невежественный, непонятливый мужик ставит в тупик своей «глупостью» интеллигентов, которым приходится иметь с ними дело. Таков комический диалог между следователем и ограниченным, тупым Денисом Григорьевым в рассказе «Злоумышленник» (1885). Но есть в этом рассказе и второй, драматический, даже трагический план: сатирическое обличение и судопроизводства в России, и рабской психологии мужика. Рассказ завершается выразительной репликой Дениса Григорьева, которого за откручивание гаек на рельсах отправляют в тюрьму: «Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям… Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»

В своей статье «О Чехове» литературовед Б. М. Эйхенбаум писал: « …Чехов открыл целую обширную область жизни, не использованную литературой, – область житейских мелочей и случаев, на первый взгляд незначительных и только смешных и странных, а на самом деле характерных и достойных пристального внимания».

Именно этот новый взгляд, особый угол зрения на «мелочи жизни», на повседневность открыл перед писателем безграничные творческие просторы.

(По статьям Г. П. Бердникова «Комедия нравов» и «Рассказы о мужиках»
в книге «А. П. Чехов. Идейные и творческие искания»)

   

1. Хамелеон – 1. Порода ящериц, быстро меняющих окраску при перемене цвета в окружающей среде. 2. переносн. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии