Аристотель Стагирит
(384-322 гг. до н.э.)

В IV - III вв. до н.э. материалистической "линии Демокрита" была противопоставлена идеалистическая философская система Платона (427-347 гг. до н.э.). Попытку преодолеть платоновский идеализм предпринял Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он утверждал реальность материального мира и его пребывание в состоянии постоянного движения. Аристотель впервые разработал учение о различных формах движения. В противовес идеалистической теории Платона он развил теорию, согласно которой источником познания являются ощущения, перерабатываемые затем разумом.

Этот ученый считается наиболее всесторонним мыслителем древней Греции и одновременно самым выдающимся и первым в те времена исследователем природы. Он сделал попытку систематизировать явления природы, ведя наблюдения в основном за живыми объектами. При этом Аристотель снабжал свои наблюдения зарисовками, ставшими единственным научным пособием, которое помогало при исследованиях. Других подобных исследований в то время еще не было.

В семнадцатилетнем возрасте Аристотель поступил в Афинах в Платоновскую Академию, бывшую в те времена центром науки. Он изучал логику, поэтику и философию под руководством самого великого Платона (427-347 гг. до н. э.). Платон называл Аристотеля "мозгом" Академии. Аристотель отличался неиссякаемой энергией, необычайным трудолюбием и наблюдательностью. Он написал несколько сотен работ по логике, этике, политике, физике, природоведению; словом, был всесторонним ученым. До него никто в античном мире не писал книг о природе.

После двадцатилетнего пребывания в Академии Аристотель покинул Афины и направился в Малую Азию ко двору известного своими богатствами царя Гермия, где в течение пяти лет занимался изучением природы. Позднее он получил приглашение от македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра. Когда Александр после смерти отца вступил на престол, Аристотель вернулся в Афины.

По предложению Аристетеля в те годы был создан первый в мире зоологический сад. Александр Великий поручил Аристотелю организацию и управление этим громадным предприятием, дав ему в помощь несколько тысяч человек, пребывавших в различных местах Азии и Греции. Среди них были охотники, птицеловы, рыбаки, пастухи, хранители прудов, птичников и лесов, подобранные так, чтобы ни одно живое существо не ускользнуло от их внимания. На основании сведений, собранных этими людьми, Аристотель написал около 50 книг.

Желая поделиться своими открытиями и наблюдениями с другими людьми, Аристотель основал школу, получившую известность под наименованием "Ликей". Школа помещалась на территории храма Аполлона Ликейского, откуда и произошло ее название. В утренние часы учениками Аристотеля были мужи зрелые и образованные. После полудня приходили учиться молодые люди из знатных родов.

Прогуливаясь по зеленым аллеям, протянувшимся вдоль спортивных площадок, ученики вели беседы с учителем, который рассказывал им о своих наблюдениях и выводах; говорил о том, что отличает живые существа от неодушевленных предметов. Аристотель считал, что в мире существуют различного вида "психе", т.е. души. Растения якобы обладают душами низшего порядка. Они вбирают в себя питательные вещества, размножаются. Животные, кроме того, могут передвигаться. Человек, сверх того, умеет мыслить и контролировать свои действия. Аристотель утверждал, что между всеми этими живыми существами должны быть какие-то связи. Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни. Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а также родство между растениями и животными. Он изучал возможности самозарождения низших организмов; .его внимание привлекали также переходные формы организмов или же - как мы сказали бы теперь - в его уме зарождалась идея о генетической зависимости.

Мозг, по Аристотелю, только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце. Сохраняя верность школе Гиппократа, Аристотель исповедовал его учение о четырех жидкостях тела, т.е. крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Преобладание в человеке той или другой жидкости определяет его характер. До сих пор в разговорном языке европейских народов удерживается определение четырех видов человеческого темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик).

Это деление было результатом преждевременных научных обобщений Аристотеля и Гиппократа, основанных на поверхностных наблюдениях. Оно не являлось экспериментальной гипотезой, подвергавшейся проверке по мере новых открытий, но представляло собой канон, обязательный для всех мыслителей того времени. Наряду с самыми причудливыми и наивными представлениями в книгах Аристотеля мы находим проблески творческих научных идей. В своих произведениях он, например, упоминает об изменчивости природы и об общем происхождении животных и человека. Однако эти идеи Аристотеля были быстро забыты и до начала XIX в. не преобразовались в научную теорию.

Третий биологический трактат Аристотеля, озаглавленный "О возникновении животных", посвящен эмбриологии животных и человека. В нем рассматриваются также вопросы, связанные с происхождением пола, наследованием признаков, возникновением уродств и многоплодия и с формированием признаков в процессе постэмбрионального развития. Для суждения о биологических воззрениях Аристотеля чрезвычайно важен последний из четырех его больших биологических трактатов "О душе". В нем рассматриваются ощущения, воспринимаемые органами чувств, умственная деятельность человека, вопрос о взаимоотношениях души и тела.

В трудах Аристотеля нередко встречаются ссылки на рисунки, однако сами рисунки не сохранились. Ссылаясь на свои рисунки, Аристотель столь ясно описал, например, протоки мочеполовых органов млекопитающих и связанные с ними сосуды, как это можно было сделать только в случае анатомических вскрытий.

Аристотель имел представление о различиях между большими подразделениями животного мира и был знаком с анатомическими, эмбриологическими и физиологическими особенностями такой, например, группы, как млекопитающие. Он знал, что главнейшим признаком, характеризующими млекопитающих, является наличие у них органов воздушного дыхания - легких и горячей крови. Он знал, что они живородящи, питают детенышей молоком и что плод, находящийся в утробе матери, прикреплен к матке посредством пуповины и органа, который впоследствии был назван последом. Аристотель знал также, что ни один из этих признаков не встречается у рыб.

Учитывая все эти особенности млекопитающих, Аристотель отделил от рыб группу животных, известную под названием китов (собственно киты и дельфины), и поместил ее в непосредственном соседстве с млекопитающими. Отметив живорождение как признак, отличающий млекопитающих от рыб, Аристотель писал, что существует группа рыб - он назвал ее селахе (акулы и скаты), - характеризующаяся способностью рождать живых детенышей. Ему было также известно, что у одной формы селахе - акулы Галеос - яйца прикрепляются к стенке матки с помощью органа, сходного с последом млекопитающих.

Это наблюдение Аристотеля долго считалось ошибочным, и только в середине XIX в. Иоганн Мюллер подтвердил, что описания Аристотеля были совершенно правильны. Формально Аристотель не оставил классификации животных. Однако в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, позволяющие воссоздать ту группировку животных форм, которую с правом можно рассматривать как аристотелеву классификационную схему. Всех животных Аристотель делил, прежде всего, на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Первые соответствуют позвоночным, вторые - беспозвоночным современной систематики. Энайма делятся на живородящих (человек, киты и четвероногие) и яйцеродных, или яйцеживородящих (птицы, яйцекладущие четвероногие, змеи и рыбы), а анайма подразделяются на животных с совершенными яйцами (головоногие, ракообразные), с яйцами особого рода (насекомые, пауки, скорпионы) и на животных, образующихся из генеративной слизи, из почек или возникающих самопроизвольно (моллюски, исключая головоногих, иглокожие и др.) .

Интересны попытки Аристотеля выделить естественные группы среди живородящих четвероногих (млекопитающих) по наличию раздвоенных копыт и резцов только в нижней челюсти или по признаку однокопытности, а также установить разделение на хрящевых и прочих (костистых) рыб. В биологических работах Аристотеля обращает на себя особое внимание его стремление сопоставить между собой различные живые организмы. В ходе этого сопоставления он пришел к последовательному расположению живых существ по определенной шкале.

"Лестница природы" Аристотеля представляет самую раннюю попытку такого рода, к которой затем натуралисты вернулись уже в XVII-XVIII вв. Намеченная Аристотелем последовательность тел природы начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным - губкам и асцидиям, затем к голотуриям и далее к свободно-подвижным морским организмам. Аристотель особенно подчеркивал нечувствительность переходов от одного звена такой цепи к другому. Эта идея, детализированная и получившая в дальнейшем наименование "лестницы существ", играла важную роль в биологии ХVIII в.

Имеются сведения, что Аристотель занимался не только зоологией, но и ботаникой, однако его ботанические труды не сохранились.

Аристотель противопоставлял материи, которую он считал пассивной, активную нематериальную форму, объясняя жизненные явления с теологической точки зрения и допуская существование божественного "первого двигателя". Вопросы биологии занимают большое место в творчестве Аристотеля. В четырех больших и одиннадцати малых биологических трактатах Аристотеля с исчерпывающей полнотой охвачен весь круг знаний об организмах того времени. Это дает полное право считать его основателем биологии как науки. В своем творчестве Аристотель широко пользовался трудами как современных ему греческих философов-натуралистов и врачей, так и предшественников. В общебиологических представлениях Аристотеля нашел отражение его философский дуализм.

Во всех телах природы Аристотель различал две стороны: материю, обладающую различными возможностями, и форму, под влиянием которой реализуется именно данная возможность материи. По учению Аристотеля, форма является одновременно причиной и целью превращений, через которые проходит материя: форма представляет конечную целедеятельную причину, существующую наряду с зависящими от самой материи механическими причинами явлений, т. е. наряду с природной необходимостью.

В понимании явлений жизни Аристотель также основывался на указанном противопоставлении материи и формы. Зародыш образуется из смешения семени самца с выделениями самки. Последние образуют материю, т. е. возможность возникновения зародыша, но возможность эта может реализоваться лишь при воздействии на материю формы, происходящей из семени самца. В семени, таким образом, заложен принцип развития, который, по Аристотелю, есть не что иное, как душа. Ее влиянием Аристотель объяснял целесообразность строения и жизнедеятельности организмов.

Предел целесообразной деятельности души ставит, однако, материя, которая в силу природной необходимости может иногда осуществлять такие образования, которые противоречат цели, - так Аристотель объяснял возникновение уродств. По Аристотелю, существуют души трех родов: душа растительная (или питающая), душа чувствующая и, наконец, разум. Растениям свойственна только питающая душа, животным сверх того - чувствующая, человеку, кроме двух первых, свойственен разум. Крупнейший из биологических трактатов Аристотеля - "История животных". Здесь после некоторых предварительных сведений о животных сначала дается описание наружных и внутренних органов человека, которое служит как бы введением к сравнительно-анатомическому описанию животных, далее рассматриваются половые различия у животных, различные способы размножения у яйцекладущих и живородящих животных и особо размножение у человека. Аристотель касается сроков спаривания у животных, пишет о половом размножении и самопроизвольном зарождении, о постройке гнезд, откладке яиц, развитии цыпленка в яйце, об особенностях развития рыб и птиц, о течке и беременности.

За свою научную деятельность Аристотель был обвинен в "безбожии" точно так, как приговоренный до этого к смерти греческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хорошо понимая, чем грозит это обвинение, Аристотель оставил "Ликей" и бежал на остров Эвбею, где и провел остальную часть жизни. Умер Аристотель в городе Хелциде на этом острове в 322 г. до н. э.

Все изложенное дает нам право с полным основанием называть Аристотеля "отцом современного природоведения" и считать его первым в мире биологом, хотя со дня его смерти прошло уже около двадцати трех столетий.