Комментарий методиста

 к уроку музыки

В.В. Кустова

Тема урока «Россия, Россия, нет слова красивей»

Тип урока -  обобщающий                  

Цели и задачи урока обоснованы программными требованиями и содержанием музыкального материала, соответствует подготовленности класса. По видам музыкальной деятельности урок разделяется как бы на три раздела: хоровое пение, музыкальная грамота, слушание музыки, которые тесно связаны  между собой и каждый вид деятельности дополняет друг друга, что создает целостность урока, его драматургическое развитие.  

 

Ход урока

1. Музыкальное приветствие (оргмомент) построено на интонации песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» и сразу вводит учеников в тему урока. Учитель актуализирует знания, проводит повторение основополагающих понятий: композитор-исполнитель-слушатель, ставит цели и задачи урока.  

2. Повторение нотной грамоты мобилизует внимание, пение ступеней лада по ручным знакам помогает ощутить изменение высоты звука. Повторение и закрепление нотной записи мотивировано тем, что это нужно для исполнения песни. Для более эффективного запоминания мелодии используется ее визуальное восприятие на развороте учебника «Музыка» (стр.10-11).

Эффективен прием настройки класса по камертону. После сольфеджирования первой фразы песни, которая является как бы распевкой, исполняется один куплет песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!», определяется основной признак музыки – песенность. Исполняется песня Г. Струве «Моя Россия» для подтверждения тезиса о песенности русской музыки.      

3. Для закрепления темы урока используется прием оптимизации обучения: ученики задают проверочные вопросы друг другу (в формулировке учителя).

Предлагается прослушивание Гимна России, учащиеся слушают произведение стоя и присоединяются к исполнению первого куплета, обсуждаются песенные признаки гимна. Исполнение Гимна Кубани оказалось сложно для учеников второго класса, интонирование  мелодии недостаточно верное.

4. После исполнения Гимна России и Гимна Кубани закрепляются понятия о символах государства (обращение учителя к развороту учебника), региональных символах, связанных с культурой Кубани. На протяжении всего урока учитель дозировано включает региональный компонент во все разделы урока.

Во время опроса учитель постоянно использует прием хоровых ответов.

5. В разделе Слушание музыки звучит небольшой фрагмент вступления к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», проводится самостоятельная работа по определению характера музыки. Использование мультимедийных технологий позволяет быстро сделать самопроверку самостоятельной работы, продемонстрировать рисунки учеников, подготовленные к уроку и помогающие решить поставленные задачи: «…прочувствовать наполнение светлого, радостного, поэтического отношения к образам и символам Родины, родного края…»

6. Сочинение школьного гимна – самая творческая часть урока, учитель организует «сочинение сочиненного», сообща под руководством учителя дети сочиняют слова; ритмический рисунок и направление мелодии предлагает учитель. Для учеников мелодия сочиняемой песни знакома и они без труда принимают вариант, предложенный учителем. Итоговое исполнение «сочиненной» песни звучит уверенно и выразительно.

7. Завершается урок полноценным обобщением, закрепляется понятие о песенности русской музыки.

Домашнее задание носит творческий характер, в жанре проводимого урока(урок-импровизация) и предполагает  разнообразные творческие проявления способностей учеников: сочинить стихи (второй куплет), нарисовать рисунки и прочее.