К.Н. Истомин. Женский портрет. 1922

Истомин Константин Николаевич, (1886(87), Курск - 1942, Самарканд), учился в рисовальной школе Владивостокского общества поощрения изящных искусств под руководством П.В.Николина (1901); в студии Е.Е.Шнейдера (1904-1906) в Харькове; в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-1908); на отделении истории искусств МГУ (1909-1913). Жил в Москве (1921-1941).

Участник выставок с 1910. Член и экспонент объединений: "Маковец" (1922-1923), "4 искусства" (1924-1929, член-учредитель), АХР (1931-1932). Участвовал в росписи агитпоездов (1918). Участник зарубежных выставок: в Токио (1926), Вене и Берлине (1930), Филадельфии (1934), Всемирной в Нью-Йорке (1939) и др. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-1930, профессор живописи; 1923-1926 - декан живописного отделения; 1926 - проректор по учебной работе), ГСХМ-МПИ (1930-1934, профессор живописи на графическом факультете); МИИИ-МГХИ (1934-1942, профессор живописи на факультете книги). В 1941 эвакуирован в Самарканд с Московским художественным институтом.

Работал в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, тематической картины. Ключевым произведением Истомина является картина "Вузовки" (1933, ГТГ).

"Женский портрет", выполненный в начальный период послеоктябрьской поры, интерпретирует опыт, уже имевший место в искусстве. На нем изображена сидящая на фоне стены молодая женщина. Одна рука модели лежит на коленях, другая опущена вниз.

В портрете явно ощущается близость конструктивным принципам живописи французского художника-фовиста Андре Дерена. Но, при всей остроте пластических опытов, Истомин остается верен поискам духовно-эмоциональной составляющей женского образа. Простая поза здесь является и предметной, и типичной, и пространственно содержательной, и ритмически цельной. Торжественность и даже некоторая драматичность настроения сочетаются с внешней статичностью. Содержательный смысл портрета определяется, главным образом, цветовой структурой, отношениями черного цвета силуэта платья с контрастно высветленными лицом, шеей, декольте и руками. Цвет, острый ритм линий и углов несут здесь основную выразительную нагрузку драматичности образа, самоуглубленности переживаний женщины. Вместе с тем, цветовые отношения и ритмичность композиции одиноко сидящей фигуры создают впечатление зыбкого камерного лиризма на грани ирреального видения.

Слухаева Е.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева