История создания комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Идея написать комедию на основе «русского чисто анекдота» возникла у Гоголя в процессе работы над «Мертвыми душами». В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года он сообщал, что начал писать «Мертвых душ» и просил: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта». О сюжете, полученном Гоголем от Пушкина, можно судить по сохранившейся записи поэта: «[Свиньин] Криспин приезжает в губернию NB1 на ярмонку – и его принимают за <нрзб.>… Губернатор честной дурак – губернаторша с ним кокетничает – Криспин сватается за дочь».

Очевидно, работа над «Мертвыми душами» повлияла на то направление, в котором Гоголь стал разрабатывать сюжет комедии. В «Авторской исповеди» он писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

На выполнение творческого замысла у Гоголя ушло всего два месяца (октябрь–ноябрь 1835 года), но работа над комедией продолжалась. Существенные изменения в текст комедии были внесены в 1836 году, в период постановки «Ревизора» на сцене Александринского театра в Петербурге. Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года. Присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии не был понят ни актерами, ни зрителями. Из глубокого смысла, вложенного в пьесу, не было ничего извлечено. Комедию приняли за обыкновенный водевиль2. Во время представления комедии Гоголь заметил, что «начало четвёртого акта бледно и носит признак какой-то усталости». Гоголь прислушался к замечанию одного из актёров о том, «что не так ловко, что Хлестаков начинает первый просить денег взаймы и что было бы лучше, если бы чиновники сами ему предложили». При подготовке второго издания комедии «Ревизор» первые четыре явления этого акта были переделаны.

Окончательная редакция комедии относится к 1842 году. «Ревизор», поставленный на сцене и опубликованный в печати, вызвал многочисленные и противоречивые отклики. Обобщая все негативное, что было высказано в адрес комедии, издатель журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой писал в 1842 году в журнале «Русский вестник»: «…«Ревизор» его – фарс, который нравится именно тем, что в нем нет ни драмы, ни цели, ни завязки, ни развязки, ни определённых характеров. Язык в нём неправильный, лица – уродливые гротески, а характеры – китайские тени, происшествие – несбыточное и нелепое…»

В. Г. Белинский высоко оценил комедию Гоголя: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое…» (из статьи «Горе от ума». Соч. А. С. Грибоедова, 1840).

Гоголь испытывал потребность объяснить смысл своей комедии. Появляются его статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» (1842), «Развязка «Ревизора»» (1846; опубл. в 1856), пьеса «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842).

По статье А. Б. Щербакова «Драматические произведения»
(примечания к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

   

1. NB (NOTA BENE) лат. – «хорошо заметь», отметка, служащая для того, чтобы обратить внимание на какую-то часть текста

2. Водевиль – здесь: пьеса лёгкого комедийного характера