Экстер Александра Александровна

(1882 - 1949)

       А.А.Экстер в девичестве носила фамилию Григорович. Она родилась 6 (19) января 1882 года в г. Белосток Гродненской губернии (ныне Польша) в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича. Вскоре семья переехала в г. Смела (ныне Черкасская область Украины), а затем в Киев, где А.А.Григорович служил в губернском акцизном управлении.
       В 1892–1899 годах Ася Григорович училась в Киевской министерской женской гимназии. В год окончания гимназии она поступила в частную Киевскую рисовальную школу, которую возглавлял художник-реалист Н.И.Мурашко. В 1901 году школа была закрыта; в то же время в Киеве были открыты Классы живописи, рисования и черчения, вскоре реорганизованные в Киевское художественное училище. Александра Григорович училась в нем с 1901 по 1903 год у Н.К.Пимоненко, И.Ф.Селезнева, В.К.Менка. Все они были мастерами академического направления. Несмотря на неприятие изобразительных канонов академизма, будущая представительница русского авангарда усвоила у педагогов принципы строгого рисунка и жесткой композиционной организации картины.
       В Училище А.Григорович встретилась с приехавшими из Пензы А.Лентуловым, А.Каревым, М.Яковлевым и другими молодыми художниками, активно занимавшимися поисками в области цвета. Дружба с ними способствовала обретению собственной палитры и формированию колористических пристрастий художницы. С этих пор и на протяжении многих лет она предпочитала звучные сочетания желтого и красного, синего и оранжевого. На совершенствование ее творческой манеры благотворно влияло также регулярное посещение «суббот» пейзажиста С.И.Светославского, в мастерской которого бывали также А.Богомазов, А.Архипенко, А.Маневич. Поощряя искания молодых, Светославский включал их работы в свои персональные выставки.
       В 1903 году А.Григорович оставила обучение в Училище, а в 1905 – вышла замуж за своего двоюродного брата, адвоката, помощника Присяжного поверенного при Киевском окружном суде Николая Евгеньевича Экстера. В 1906 году Александра Экстер на короткий период возобновила занятия в Училище с целью более тщательного освоения академического рисунка.
       В годы жизни в Киеве вместе с женой предводителя киевского дворянства Д.Л.Давыдова Н.М.Давыдовой Экстер занималась разысканием и изучением старинных предметов украинского прикладного искусства, в основном, вышивок, ткачества и литургического шитья. В родовом имении Давыдовых Вербовке была создана артель крестьянских изделий, исполнявшихся по фольклорным мотивам и образцам под руководством профессиональных художников. Приобщение к народному украинскому искусству сыграло значительную роль в сложении образности и декоративно-цветовой стихии живописи Экстер.
       В 1906 году художница совершила первую поездку за границу. Вместе с мужем она побывала в Мюнхене, где познакомилась с его давним другом А.Явленским и кругом его единомышленников: М.Веревкиной, В.Кандинским, Г.Мюнтер, Ф.Марком. Явленский и семья Экстер совершили совместное путешествие по Швейцарии, где Александра Александровна написала множество пейзажных этюдов. Тогда же они посетили Париж, но пробыли там недолго.
       Более длительную поездку в Париж художница предприняли в 1907 году. Она познакомилась с поэтом Г.Аполлинером, художниками П.Пикассо, Ж.Браком, Ф.Леже, М.Жакобом, полностью погрузилась в атмосферу парижской артистической жизни, начала ориентироваться в бурных течениях современной живописи.
       В 1908 году Экстер вернулась в Киев, но с этого момента часто бывала в Москве и Петербурге. Она познакомилась с лидерами авангарда Д.Бурлюком, М.Ларионовым, Н.Гончаровой, Н.Кульбиным. Первой имевшей широкий резонанс выставкой с ее участием стала Выставка современных течений в искусстве, организованная Н.Кульбиным в Петербурге. Экстер представила на ней пейзаж «Швейцария». Вскоре после этого вместе с Кульбиным и Бурлюком она сама выступила как организатор выставки «Звено» в Киеве, где показала ряд пейзажей, натюрмортов и вышивок. В картинах и акварелях просматривалось явное влияние современной французской живописи, прежде всего – неоимпрессионизма и фовизма.
       С 1909 по 1914 годы Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, снимала мастерские в Париже, где подолгу работала, брала уроки у Ф.Леже, проводила много времени в музеях, увлеченно изучая живопись старых европейских мастеров. В эти года она постоянно участвовала практически во всех крупных выставках зарождающегося русского авангарда, в том числе, в выставках общества «Бубновый валет». Характеризуя близкие ей поиски кубистов, Экстер писала в 1912 году: «Форма как расчленение предмета на отдельные, упрощенные и синтезированные плоскости.»
       В 1913 году художница вступила в объединение «Союз молодежи», ранее отделившееся от петербургской группы Н.Кульбина. В том же году открыла в Париже собственную студию. Однако с 1912 года Экстер начала проявлять больший интерес к итальянскому футуризму, чем к французскому кубизму. Этому способствовало знакомство с А.Софиччи – итальянским критиком и художником, близким к футуризму, но также тесно связанным с парижскими артистическими кругами. Вместе с ним Экстер путешествовала по Италии, где исполнила цикл видов Генуи, Венеции, Флоренции. Циклы пейзажей каждого города представляли собой разработку основополагающего мотива с вариациями. В работах появилось стремление динамизировать формы, синтезировать в живописи пространственные и временные категории. Это проявилось и в пейзажах Франции, прежде всего, в серии изображений парижских мостов. Картину футуристического города, в котором динамика яркого вечернего освещения становится самостоятельной пластической темой, представляет одно из центральных произведений этого периода – работа «Флоренция» (1914, ГТГ).
       В 1912-1914 годы Экстер приняла участие в парижских выставках: Салона Независимых, «Золотое сечение», в выставке галереи Спровери в Риме.
       В 1914 году, как и другие русские художники, в связи с началом первой мировой войны Экстер вернулась в Россию. В военные и предреволюционные годы жизнь ее, как и прежде, была связана с Киевом, Москвой и Петербургом.
       В начале 1915 года Экстер приняла участие в 1-й футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде – одной из двух наиболее значительных экспозиций русского авангарда, на которых выступили художники, группировавшиеся вокруг К.Малевича. Тогда же Экстер познакомилась с режиссером Камерного театра А.Таировым, который привлек ее к работе над спектаклем по пьесе И.Анненского «Фамира Кифаред». С этого началась работа Экстер в театре.
       Под влиянием супрематических композиций К.Малевича, Экстер, как и ряд других художников, обратилась к беспредметному искусству. С 1916 года она работала над обширной серией живописных и графических произведений, объединенных общим названием «Цветовые динамики». В них разрабатывались проблемы ритма и движения цветовых плоскостей, композиционных закономерностей построения картинной плоскости, экспрессии колористических сочетаний. Занятия абстрактным творчеством шли параллельно с театрально-оформительской деятельностью. Одной из вершин ее стало создание макета и костюмов к спектаклю Камерного театра «Саломея» О.Уайльда, поставленному в 1917 году. Выдающийся художественный критик А.Эфрос назвал «Саломею» одной из вех исторического 1917 года. Костюмы Экстер виделись ему «застывшими в линиях и красках человеческими ритмами».
       В 1918 году Экстер была избрана в состав «бюро совещания ряда киевских обществ и учреждений искусства, созданного для подготовки всеукраинского съезда деятелей искусств». Но в отличие от многих представителей авангарда, она лишь эпизодически участвовала во вновь созданных государством организациях культуры. Более значительно было ее участие в Ленинском плане монументальной пропаганды: украшение Одессы к 1 мая 1919 года, роспись агитпоезда и агитпарохода «А.Пушкин», праздничное оформление Киева в 1919 году.
       Одним из основных занятий Экстер в эти годы стало преподавание. В 1918 году она открыла детскую художественную школу в Одессе. Позже совместно с И.Рабиновичем основала Киевскую мастерскую декоративного искусства. В 1921-1922 годах Экстер вела одну из мастерских во ВХУТЕМАСе в Москве. В своей педагогической практике она руководствовалась принципами беспредметного искусства, ставила задачи построения пространства и решения проблем цвета. Студийцами ее были И.Нивинский, А.Петрицкий, Н.Шифрин, А.Тышлер, И.Вальденберг, А.Хвостенко-Хвостов, В.Меллер, П.Челищев и другие известные художники.
       В 1920-е годы Экстер обращалась к росписи тканей, моделированию современного костюма, производственной и воинской одежды, к книжной иллюстрации. Однако главным ее делом оставалась работа для театра. Еще одним успехом в этот период стала постановка «Ромео и Джульетты» в Камерном театре в 1921 году.
       В 1918 году скончались мать и муж художницы. В 1920 году она окончательно переехала из Украины в Москву. В том же году вышла замуж за драматического актера, выходца из семьи торговцев чаем Георгия Георгиевича Некрасова.
       В 1924 году Экстер приняла участие в организации советского павильона XIV Международной выставки искусств в Венеции, где участвовали художники различных направлений из России. Экстер представила ряд своих лучших беспредметных произведений, театральные работы, эскизы к кинофильму режиссера Я.Протазанова по роману А.Толстого «Аэлита», а также созданное для выставки масштабное полотно «Венеция» (1924, ГТГ), в котором обобщались ее футуристические и беспредметные находки. После этого Экстер и Некрасов переехали в Париж, откуда более в Россию не возвращались.
       В 1925 году художница приняла участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, где также экспонировала свои работы и была награждена золотой медалью.
       В 1925-1930 годах Экстер преподавала в Академии современного искусства в Париже, куда ее пригласил Ф.Леже. Она вела курс театрального искусства и сценографии. Не прекращалась и ее авторская работа для театра и кино, однако, ряд созданных ею в эти годы проектов оформления спектаклей и фильмов остались неосуществленными.
       До 1930-х годов связи Экстер с художественной жизнью Советской России не прерывались. Ее работы экспонировались на выставках «Современное французское искусство» в Москве в 1928 году, «Украинская живопись XVП-ХХ столетий» в Киеве в 1929 году.
       В 1928 году Экстер переехала в пригород Парижа Фонтене-о-Роз, где прошли последние годы ее жизни.
       На протяжении 1930-1940-х годов художница все меньше уделяла внимание станковому творчеству. Основными направлениями для нее стали оформление интерьеров, роспись керамики, иллюстрация и конструирование детских книг. По преимуществу это были заказные работы. Но и в них Экстер не оставляла стремления к поиску. Так она воплотила идею детской пейзажной книги-панорамы на темы «Реки», «Гор» и «Моря», выполнила уникальным тиражом ряд рукописных книг для библиофилов. По воспоминаниям навещавшей художницу актрисы Алисы Коонен, «творческая энергия Экстер била ключом.» Помехой в ее реализации была болезнь, от которой художница страдала несколько лет.
       Александра Александровна Экстер скончалась 17 марта 1949 года в своем доме в Фонтене-о-Роз. Ее похоронили на местном кладбище. На могиле ее был установлен памятник, который она спроектировала для могилы мужа, умершего в 1945 году. Все наследие и архив Экстер завещала своему другу и ученику Симону Лиссиму.