В.А. Тропинин. Портрет Н.А. Майкова. 1821

В 1820-е годы мастерство Тропинина развилось в полной мере, и портрет окончательно упрочился как основной жанр его творчества. Он создает обширный цикл образов деятелей русской культуры – поэтов, художников, ученых.

В портрете художника-любителя Н.А. Майкова (отца будущего известного поэта) впервые отчетливо проявилось целое направление тропининского творчества, утверждающее личность полнокровную, жизнелюбивую, артистичную. Не только идея портрета, состоящая в эпикурейском приятии жизни, но также его композиция и аксессуары обнаруживают связь с парадными портретами XVIII века. Трактовка образа сближает его с некоторыми работами О.А. Кипренского (портрет Е.В. Давыдова). Интересная деталь – вынесенная на первый план, красивая по форме, гибкая и сильная рука Майкова. Художник специально акцентирует на ней внимание, помещая ее на фоне красного атласа подкладки, подчеркивая очертания руки изломом ткани. Эта деталь роднит произведение с знаменитым «Автопортретом» К.П. Брюллова. Сознательный акцент на изображение руки мастера как бы выявляет профессию живописца, его творческие возможности.

Изображение окна в интерьере – прием, любимый Тропининым. Пейзаж за окном подчас решается довольно условно и носит символический характер. Но этот пейзажный мотив звучит согласно с настроением изображенного, усиливает и проясняет, романтически окрашивает его.

Торжественность аксессуаров, богатство «домашнего костюма» Майкова отвечают желанию художника романтизировать образ, приподнять его над обыденностью. Но трактовка образа – сугубо реалистична. Реалистическое начало упрочивает и характер живописи: пластически-объемная моделировка форм, тщательная, тяготеющая к живописной системе XVIII века передача материальных фактур.