И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

Одна из ранних картин Ивана Айвазовского – «Девятый вал», посвящена излюбленному у романтиков мотиву кораблекрушения и борьбе человека со стихией. Согласно морскому преданию, девятый вал – самый коварный и опасный во время шторма; и если моряки выстоят перед ним, то угроза гибели для них миновала.

Айвазовский наполняет картину ослепительным сиянием восходящего солнца, пробуждающим оптимизм и надежду. Композицию картины он строит по классическому треугольнику: обломок мачты, к которому привязали себя моряки в восточных одеждах, расположен диагонально и направляет наш взгляд к пенной шапке грозно нависающего девятого вала. Резко уменьшаясь в масштабе, гребни следующих за ним волн подчеркивают глубину дали, окутанную водной пылью, а розово-золотистое небо противопоставлено изумрудной зелени волн, показанных «контражур» – против света – и как бы мерцающих изнутри.

В этой картине наглядно отразились характерные черты академического романтического пейзажа с его пристрастием к бурному, чрезмерному пафосу, яркому колориту и эффектам освещения. Однако Айвазовский наполняет свои лучшие произведения искренней эмоциональностью, восхищением перед грозными силами природы. Известно, что большинство пейзажей он исполнял по воображению, опираясь на исключительно живую зрительную память. Будучи уже в 60-летнем возрасте, мастер писал: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры... Мое воображение сильнее... действительных впечатлений. Они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени, или от теплого луча вдохновения».