Г.Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887

Величие и красота крестьянского труда и, главное, его могучее созидательное начало – вот то новое для русской живописи, что впервые прозвучало в картине «Косцы». Художник стремится показать труд как важнейшее проявление бытия народа. Недаром он выбирает страду – итог всего трудового года.

... В разгаре жатва. Под голубым простором небес – золотистый разлив спелой ржи. Один за другим мерно движутся косцы. Справа – большой массив скошенного поля. Вдали видны нагруженные снопами возы. Плавная текучесть идущих по диагонали основных линий (края скошенного поля, полосы ржи, фигур крестьян), которым вторят и плывущие облака на небе, равномерность расстояния между косцами – все это рождает ощущение ритмичности их труда, его величавой красоты. Кажется, что работающие в поле люди движутся прямо на зрителя, при этом их фигуры словно вырастают из колосьев. Образы крестьян гармонически слиты с природой.

Пейзаж сообщает произведению особую значительность. Показанная в период цветения, полная жизненных сил природа воспринимается здесь как синтетический образ родной земли.

Мясоедов любовно, хотя, может быть, излишне подробно и тщательно, выписывает многочисленные детали на первом плане. Но все же они не отвлекают нашего внимания от главного, не разрушают цельности образа. Очень тактично изображены в произведении второстепенные персонажи – крестьянки, сгребающие колосья и вяжущие снопы. Большая жизненная конкретность сочетается у художника с непосредственным чувством момента, делает сцену правдивой и убедительной.