Комментарий методиста

 Н.А. Малинниковой к уроку

учителя математики

 В.Д.Ромашко 

 

Тема «Прогрессии»

Цели урока: 1) обобщение и систематизация знаний по теме «Прогрессии»;

                    2) приложение темы к решению практических задач и уравнений.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

           Данный урок обобщения и систематизации знаний нацелен на установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам темы. Такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению, позволяют им осознать системный характер темы, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в решение практических задач и задач уровня В Единого государственного экзамена.

           В начале урока, отвечая на вопросы кроссворда, учащиеся самостоятельно формулируют тему занятия, определяют его цели: обобщение и систематизация знаний по теме «Прогрессии»; приложение темы  к решению практических задач и уравнений.

Для достижения этих целей учителем были предложены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос с  использованием компьютерных презентаций, работа у доски, самостоятельная работа, создание проблемной ситуации, использование тестового задания типа «установи последовательность». Учителем грамотно продумана содержательная сторона учебной деятельности, а также место исторических фактов. Эти факты ученики получают в виде вопросов кроссворда. Работа над  кроссвордом позволяет формировать у школьников любознательность, мотивировать изучение конкретной темы, активизировать деятельность, а учителю – создать положительный эмоциональный фон на уроке.

           Заслуживающей внимания является организация фронтального опроса с помощью компьютерных презентаций по теме «Прогрессии». Задания для него были вынесены на экран и прокомментированы учителем. Таким образом, учителем исключена необходимость повторения одного вопроса несколько раз, сэкономлено  количество времени, активизированы различные виды внимания, что предотвращает ошибки учащихся. Задания для опроса являются заданиями на распознавание различных видов прогрессии. Подобного рода задания  позволяют учителю контролировать и оценивать теоретические знания  каждого учащегося, их умения подводить объект под определения той или иной прогрессии. Обсуждение данных заданий  повышает ответственность ученика за выполненную работу, способствует формированию умений анализировать,  искать ошибку, приучает учеников к взаимной критике. Здесь же были предложены задания на логическое мышление.

           Одновременно с фронтальным опросом на закрытой части доски работал ученик. Перед ним была поставлена проблема: вынести на доску все, что знает об арифметической и геометрической прогрессиях. Интересным является то, что учащийся, фильтруя материал по теме «Прогрессии», самостоятельно определяет важность, актуальность отдельных вопросов темы, создает так называемый справочник по теме. Работа ученика проверяется учителем и учащимися класса, при этом каждый вынесенный на доску факт (формула) обосновывается.  Таким образом, учитель достигает не только обобщения теоретических знаний по «Прогрессии», но и проводит работу по ликвидации возможных ошибок в них.

           Интересной является следующая задача: Петя, довольный, пришел из школы и предложил папе заключить сделку: в учебном году  34 недели; за 1-ю неделю папа дает Пете 1 копейку, за 2-ю – 2 копейки, за 3-ю – 4 копейки и т.д.

           Учитель предлагает учащимся сформулировать вопрос к этой задаче. Данное задание учит школьников анализировать условие задачи, определять, достаточно ли данных в ней,  выдвигать различные варианты вопросов, создавая новые задачи. Предлагая учащимся свои варианты вопросов (В каком классе учился Петя? Что нового он узнал в школе?), учитель попытался подвести итог повторению теоретических основ темы «Прогрессии», показать приложение геометрической прогрессии к близкой учащимся ситуации, мотивировать дальнейшую деятельность учащихся по решению практических задач.

           Самостоятельная работа,  организованная на уроке, позволила учителю проконтролировать и оценить умение учащихся решать типовые задачи по теме «Прогрессии». Задания для нее были вынесены на экран, прокомментированы учителем и дублированы карточкой для каждого учащегося, что активизирует различные виды внимания. Интересна форма проверки результатов данной самостоятельной работы. Правильно выполненное задание открывало для учащихся некоторую букву алфавита. В конечном итоге появляется слово ХАСИ, смысл которого поясняет учитель. Подобный прием контроля не только экономит время на уроке, но и развивает кругозор учащихся.

Грамотно организованная  деятельность учащихся позволила сэкономить время на уроке, увидеть учащимся результаты своего труда, что положительно влияет на формирование мотива обучения, стимулирует дальнейшую их деятельность. Чередование форм контроля на протяжении всего урока формирует умение анализировать, обобщать, обогащает опыт учащихся в поиске ошибок, воспитывает навыки самоконтроля и контроля.

           Приложение темы «Прогрессии» показано на примере решения трех задач практического содержания.

           Работа над каждой задачей начинается с составления математической модели. Учитель задает вопросы в помощь ученику:

- Какая прогрессия рассматривается? Почему?

- Сколько членов прогрессии по условию?

- Назовите первый (последний) член прогрессии.

- Назовите разность (знаменатель) прогрессии.

- Что требуется найти в задаче?

Ученик, отвечая на вопросы, формулирует условие задачи на математическом языке и оформляет математическую запись. Предложенными задачами практического содержания учитель делает акцент на изучение математической модели и формирование математической речи. Владение математическим моделированием позволит учащимся лучше ориентироваться в природе и обществе, поможет в реализации идей развивающего и проблемного обучения, формирует логику мышления, приучает к самостоятельному добыванию информации.

Эффективным по формированию умения переносить ранее изученное в новые ситуации  оказалось задание: попробуйте сформулировать алгоритм нахождения суммы n-членов прогрессии. В помощь ученикам предлагалось тестовое задание типа «установи последовательность выполнения шагов алгоритма по нахождению суммы n-членов прогрессии». Данное задание актуализирует знания учащихся по данному вопросу и позволяет им приступить к решению уравнения:

 Работа над уравнением начинается с составления математической модели. В помощь ученику учитель задает уже знакомые вопросы:

- Какая прогрессия рассматривается? Почему?

- Сколько членов прогрессии по условию?

- Назовите первый (последний) член прогрессии.

- Назовите разность (знаменатель) прогрессии.

Несмотря на то, что на данном уроке уравнение решается только наполовину, подобного рода деятельность ориентирует на развитие способностей ребенка, логики мышления, памяти, на формирование умений анализировать, обобщать, выделять главное, систематизировать, развивает функции самоконтроля.

Интересными представляются компьютерные презентации, используемые учителем на протяжении всего урока.

Общие выводы по уроку:

         Цели урока достигнуты. Урок построен грамотно, определено содержание, подобраны формы работы в соответствии с поставленными целями, учащиеся активно участвовали в уроке.

         На уроке реализовывались следующие приемы:

- мотивация через план действий;

- использование поискового метода;

- перенос знаний;

- экскурсия в историю;

- установление связей изученного материала с практикой;

- фронтальная работа, оказание помощи друг другу;

- самостоятельная работа;

- создание комфортного климата с помощью поддержки учащихся;

- предоставление единых требований ко всем учащимся.