П.И. Чайковский

Романс фа минор для фортепиано, соч. 5

 

            В первые годы жизни в Москве П. И. Чайковский написал, кроме крупных произведений, ряд фортепианных пьес, которые были изданы его большим почитателем нотоиздателем П. Юргенсоном. Из них «Русское скерцо» и «Экспромт» были опубликованы первыми. Они среди произведений П. Чайковского значатся под № 1. Летом 1867 года, живя в Гапсале, в промежутках работы над оперой «Воевода», Чайковский написал еще три фортепианные пьесы – «Развалины замка», «Скерцо» и «Песню без слов». Они были обозначены как «opus (лат. - сочинение) 2» и изданы под общим названием «Воспоминание о Гапсале». Осенью того же, 1867, года композитор написал «Вальс-каприс» ор. 4 и, наконец, «Романс» фа минор, ор. 5, о котором у нас главный рассказ. Вскоре появилось еще несколько фортепианных пьес.

            Хотя в большинстве случаев эти пьесы не могут быть причислены к значительным художественным явлениям ни в творчестве Чайковского, ни русской фортепианной классике, в них намечены жанры, характерные для фортепианного творчества композитора в целом. Это пьесы в танцевальных ритмах, пьесы скерцозного типа и лирическая инструментальная кантилена. «Роман» олицетворяет этот третий тип музыки, в котором талант Чайковского впоследствии раскрылся с особой силой. Таким образом, эта фортепианная пьеса дает представление о раннем этапе развития музыкальной натуры композитора.

            «Романс» фа минор, из всех перечисленных фортепианных пьес П. Чайковского этого времени, остается и в наше одним из популярных произведений композитора. Пьесы подобного рода широко представлены в творчестве старшего современника Чайковского –   А. Г. Рубинштейна, но Чайковский, используя бытовавшую форму фортепианного инструментального романса, создал произведение большой художественной ценности.

            «Романс» ор. 5 был сочинен Чайковским в период его страстного увлечения Дезирой Арто. Пьеса посвящена ей. Искренность и проникновенность этой музыки навеяны личными переживаниями композитора.

            Пьеса написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, той, в которой написаны большинство пьес более позднего фортепианного цикла «Времена года». Средняя часть контрастирует крайним и идет в более оживленно движении. В «Романсе» легко узнаются типичные черты будущего фортепианного стиля Чайковского: дуэтное развитие мелодии (создается впечатление разговора двух персонажей: теме, развернутой в верхнем голосе отвечает средний самостоятельный голос), во всей фактуре пьесы много мелодических голосов. Сама тема «Романса» типична для мелодического стиля Чайковского, иными словами, даже если не знать зарание, что это произведение Чайковского, с первого же прослушивания об этом можно ясно догадаться. В целом развитие первого раздела «Романса» органично благодаря внутренней контрастности, которая и обуславливает мелодическое е развитие большого дыхания – свойство, типичное для зрелого стиля Чайковского.

            Средняя часть «Романса» - Allegro energico – написана в ином характере; она напоминает керцо в ритме пляски. Сердечное излияние уступает место бытовой картинке. Развитие музыкального образа приводит к грандиозному разрастанию звучания, к яркой, почти симфонической кульминации. Этот контраст с кантиленными (певучими) разделами пьесы необычайно усиливает эмоциональную выразительность музыки.

            Эта ранняя фортепианная поеса с ее контрастными разделами при единстве тематического развития, при сочетании лиризма и драматизма в определенной мере предвосхищает характерные черты будущего творчества Чайковского-симфониста.

 

© Александр МАЙКАПАР