А.П. Боголюбов. Вид Венеции. 1850

Картина Алексея Петровича Боголюбова "Вид Венеции" относится к жанру пейзажа, одному из наиболее популярных жанров живописи. Пейзаж (франц. paysage, от рауs - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором изображена дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже художники воспроизводили реальные или воображаемые виды сельской местности, городов, архитектурных построек, морских видов (такой пейзаж называется мариной) и т.п.

Ранняя картина Боголюбова "Вид Венеции" написана, по-видимому, в конце 1850 года, когда Боголюбов, оставив службу на царской яхте "Камчатка", был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств к известному пейзажисту и педагогу М.Н. Воробьеву, руководившему в Академии "классом живописи пейзажей и перспективы". Учитель Боголюбова в своих работах соединял схему классицистического пейзажа с романтическими световыми эффектами.

На небольшой картине "Вид Венеции" Боголюбов изобразил вид города (ее домов и церквей) со стороны Венецианской лагуны с многочисленными судами и лодками у берега. Эту работу художник не писал с натуры, а создал на основе рисунка или картины какого-то другого художника. В последние годы своей жизни М.Н. Воробьев писал виды Италии по этюдам, сделанным им во время путешествия 1844-1846 годов. Не исключено, что эта работа выполнена Боголюбовым на основе одного из этюдов этого мастера.

Картина "Вид Венеции" была написана в начале творческого пути Боголюбова. В ней можно говорить о соединении традиций академического искусства с традициями романтизма. Живописец, обращаясь к типичной для Академии художеств теме, стремится выделить главное, обобщает и убирает ненужные детали. Но при этом Боголюбов дает характерную для романтизма эффектную игру клубящихся облаков. Но при всей искусственности этой работы, условности ее колорита в основе этого пейзажа лежат и натурные наблюдения самого Боголюбова. Именно они придают живость изображению моря, неба, судов.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников второй половины XIX века. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа, и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа, при этом отчетливо выявив его связь с современным ему западноевропейским искусством. Большую часть огромного творческого наследия Боголюбова составляют пейзажи, в которых в зрелый период его творчества он выступает продолжателем традиций французских художников-реалистов барбизонской школы и К. Коро (со многими из них он был знаком лично), и одного из своих учителей, немецкого художника дюссельдорфской школы А. Ахенбаха.

Академическое искусство. Академическое искусство, или академизм, - направление, сложившееся в Академиях художеств в XVI - XIX веках. Оно основано на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал превращению художественного образования в систему, способствовал закреплению традиций классицизма. Но при этом классицистические традиции были превращены им в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную реальную действительность недостойной "высокого" искусство, академизм противопоставлял ей вневременные формы красоты, идеализированные образы и далекие от реальной жизни сюжеты, которые, как правило, брались из древней истории и античной мифологии, из Библии. В пейзаже часто писали виды Италии, родины античного искусства. Это подчеркивалось условностью рисунка и колорита, композиции, театральностью поз и жестов.

Романтизм. Романтизм - это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв. Романтизм был порождением тех социальных явлений, которые имели место в период крушения феодализма и зарождения новых, буржуазных отношений. Разочарование в идеалах Великой французской революции, отрицание принципов буржуазного практицима, жертвой которого становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с поисками новых, абсолютных идеалов. В центре внимания художников-романтиков - человеческая личность, яркая, неповторимая, значительная в силу своих собственных, а не сословных достоинств, освобожденная от феодальных пут личной зависимости человека от человека. Внутренний мир героя и образ той идеальной среды, в которой он может найти проявление своих способностей, противопоставляется романтиками неполноценности окружающей социальной действительности. В русской культуре романтизм имел свою специфику. Поскольку Россия в то время только шла навстречу буржуазным преобразованиям, романтический протест был обращен против феодализма. Если в Европе романтизм подвергал критике просветительские идеалы, то в России он часто выступает в тесной связи с ними.

Барбизонская школа. Группа французских художников-реалистов середины XIX века. Многие из них любили писать с натуры этюды в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Среди них - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Тройон. Барбизонцы опирались на наследие голландских живописцев XVII века, английских пейзажистов начала XIX века (Д. Констебла, Р. Бонингтона), а также развивали реалистические тенденции французских пейзажистов XVIII - начала XIX века (в том числе и романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа). Художники барбизонской школы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света, воздуха. Они стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, добивались ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей.

Дюссельдорфская школа. Одна из наиболее значительных провинциальных немецких школ живописи. Она сложилась в связи с основанием Академии художеств в 1819 году в городе Дюссельдорфе. Деятельность Академии ее первый директор П. Корнелиус направлял в русло академизированного романтизма. Во второй трети - середине XIX века в дюссельдорфской школе выделились различные течения: связанное с национально-исторической тематикой, трактовавшейся в романтическом духе (К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт, А. Ретель, К.Ф. Лессинг), реалистический пейзаж (А. и О. Ахенбахи), бытовой жанр с тенденцией к социально-критическому анализу (И.П. Хазенклевер, К.В. Хюбнер).

Посохина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева