В.Л. Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина. 1799

«Он страдал положительным отсутствием способностей и трудолюбия, человек тщеславный, занятый своими туалетами и своими бриллиантами, он интересовался лишь женщинами, музыкой, да дурачествами. Будучи холодным эгоистом, он никому не приносил ни вреда, ни пользы. Впрочем он хорошо объяснялся по-русски, по-немецки и по-французски, обладал представительной наружностью и хорошими манерами», – так отзывался в своих воспоминаниях российский сенатор и действительный тайный советник барон Гейкинг о князе Александре Куракине.

В подчеркнуто величественной позе на фоне массивных колонн с пышным бархатным занавесом изображает князя художник. На нем богатый камзол, темно-зеленая мантия, звезда и цепь высшего российского ордена Святого Андрея Первозванного, а также белый с золотым шитьем долматик Св. Иоанна Иерусалимского и мальтийский крест на шее. Правой рукой князь опирается о столик с бумагами, которые указывают на его высокий государственный пост вице-канцлера. Мраморный бюст Павла I свидетельствует о его приближенности к императору, с которым они вместе воспитывались. Однако все эти детали не отвлекают наше внимание от лица Куракина, которое Боровиковский делает центром композиции картины.

Это лицо, холеное, изнеженное, слегка одутловатое, с как бы застывшим любезным выражением, очень тонко характеризует вельможу, прекрасно усвоившего все правила придворной жизни.

За особое пристрастие к блеску и драгоценностям Куракина называли «бриллиантовым князем». Современники рассказывали, что в 1810 году на балу в Париже случился сильный пожар, и только обилие золотого шитья и драгоценностей на одежде князя спасло ему жизнь, послужив своеобразной броней.