ПОПКОВ Виктор Ефимович. Биография

ПОПКОВ, Виктор Ефимович (1932-1974) - русский художник, живописец, один из лидеров "сурового стиля". Родился в семье рабочего. Занимался в Художественно-графическом педагогическом училище (1948-1952) и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1952-1958), где его главным наставником был Е. А. Кибрик. Жил в Москве. Известность молодому Попкову принесла работа "Строители Братской ГЭС" (1961), ставшая одним из манифестов "сурового стиля". В последующих произведениях художника "суровый стиль" с его надеждами на политическое обновление распадается и перерождается: в его полотнах возникает автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне-оцепенении ("Работа окончена", 1972, Русский музей).

В картинах 1963-1966 годов "Студенты на практике", "Полдень" и других присутствует живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля. С годами Попковым был разработан тип особого рода драматической картины-метафоры. Впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл "Мезенские вдовы" (1965-1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах "Шинель отца" (1972) и "Хороший человек была бабка Анисья" (1973, Третьяковская галерея).

Живопись Попкова выразило боль художника по поводу распада связей между людьми, воплотила в сложной художественной форме человеческое одиночество: "Двое" (1966), "Воспоминания. Вдовы" (1966), "Одна" (1966), "Старость" (1968), "Сени" (1973). "Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности..., - признавался художник. - И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя..." Он считал, что обязан был отдать несколько лет "этой трагедии, которой не удалось избежать человечеству в наш XX век", "донести до зрителя мысль, что этого не должно быть".

При подобном мировоззрении последней надеждой представало искусство, еще несущее в себе иные ценности. Эта тема звучит в картинах "Северная часовня" (1973), "Осенние дожди" (1974, Третьяковская галерея)..

Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой. Легенду эту трагически закрепила его нелепая смерть: Попков погиб в Москве 12 декабря 1974, застреленный инкассатором, к машине которого он кинулся, приняв ее за такси.

В 1975 году Попкову посмертно была присуждена Государственная премия СССР за серию картин "Размышление о жизни".

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева