Неизвестный художник ХVI века. Рождество Спасителя. XVI

В коллекции А.П. Боголюбова картина называлась: "Рождество Спасителя". В средние века на иконах, посвящённых Рождеству, совмещались изображения разных, связанных с этим событий: Мария с младенцем и Святым Иосифом в пещере, ангелы благовествуют пастухам о рождении Мессии, приходят волхвы с драгоценными дарами, Мария и Иосиф получают божественное повеление отправляться в Египет, потому что царь Ирод, узнав о рождении "царя иудейского", приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме, где родился Христос.

В перечне боголюбовской коллекции картина связывалась с эпохой Альбрехта Дюрера, культурой немецкого Ренессанса. В ней, как и в других религиозных картинах Нового времени, в отличие от икон, появилось стремление к правдоподобию. Художник избирает один из эпизодов Рождества - "Поклонение волхвов". Он изложен только в Евангелии от Матфея: "Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Образ, созданный мастером, заключает в себе широкий смысл, вполне адекватный старому названию: "Рождество Спасителя". Автор трактует происходящее, как событие всемирно исторического значения. Его картина заключает в себе весь мир. Север, Юг и Восток олицетворяются не только фигурами волхвов, но и животных, традиционно связанных с определёнными частями света: обезьяна, верблюд, собаки. Руины Давидова дворца, Вифлеемская звезда, земля в свете восходящего солнца символизируют прошлое, настоящее и будущее Мира.

Живопись рассчитана на близкое восприятие, она почти миниатюрна. Художник, как истинно немецкий мастер, уделил внимание каждой детали. Действие развивается слева направо: от тесноты левой части, где сгрудились люди и животные, к обширному и залитому рассветной зарёй пейзажу. От ветхозаветного прошлого, которое символизируется руинами Давидова дворца, к будущему, к новой Церкви, воздвигнутой Христом, знаком которой является взошедшая над Младенцем Вифлеемская звезда. Фигуры волхвов образуют вокруг Марии подобие короны. Здесь царит радостное оживление. Дары преподносятся не поочерёдно, как на торжественной церемонии, а одновременно. Движения порывисты, скоры, как у людей, поражённых чудом. Состояние радостной взволнованности особенно подчёркнуто немотой тяжёлых тёмных руин, стоящих позади. У каждого из королей - особая стать. Африканец - моложе других, его порывистый жест выдает южный темперамент. В церемонном поклоне восточного царя чувствуется придворная утонченность. К руке Младенца припал и преклонил свои колена самый старший и умудрённый из царей, представляющий Европу. Прекрасен образ Девы Марии. Она слегка отклонила голову, словно пропуская к Младенцу луч звезды. Её фигура заметно отделена от окружающего. Художник в изображении Девы Марии делает линии более плавными, стремящимися к кругообразной, идеальной завершённости. Картина написана на еловой доске. Эта основа чаще всего встречается в живописи немецких художников. Доска сужается кверху, если мысленно продолжить её, получится форма готической арки. Картина, видимо, служила завершением какой-то, храмовой конструкции, может быть, небольшого алтаря. Обращает на себя внимание тёмный, практически, монохромный колорит, возможно, объясняемый изображением предрассветного состояния в природе.

Исследователи картины всегда обращали внимание на некоторое несоответствие тонкого мастерства живописи и грубой обработки доски. Даже на лицевой стороне видны следы рубанка, которым её простругивали. Почему живописец воспользовался для воплощения своего замысла дешёвой, грубовато обработанной доской, видимо, навсегда останется загадкой.

Справочная информация

Мессия - одно из именований Иисуса Христа, означает "помазанник". С древнейших времён у израильтян существовал обычай помазания оливковым маслом, (елеем) в знак божественной благодати, богоизбранности.

Вифлеемская звезда - звезда Рождества. В Евангелии от Матфея сказано: "И се звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец"

Волхвы - (греч. - мудрецы). Волхвы были первыми язычниками, поклонившимися младенцу Иисусу как Мессии или "царю иудеев". Идя за звездой, они пришли с востока в Вифлеем с дарами в виде золота, ладана и смирны. Золото, знак будущего царства Христа на земле, ладан - признание божественности Христа, мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, - пророчество крестных мук Число 3 соответствовало древним представлениям о делении известного тогда мира на Европу, Азию и Африку.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева