Мария Николаевна Кузнецова (1880–1966), артистка оперы (лирическое сопрано), камерная певица, балерина, родилась в Одессе в семье художника-портретиста Н. Кузнецова. Приходилась племянницей И.С. Мечникову. С детства интересовалась искусством, занималась балетом, мечтала стать танцовщицей. Занималась вокалом у итальянского педагога Марти, затем у И.В. Тартакова. На оперной сцене дебютировала в Петербурге (антреприза А Церетели) в 1904 году. Была солисткой петербургского Мариинского театра с 1905 по 1915 и с 1916 по 1917 годы, имела обширный репертуар. Была первой исполнительницей партии Февронии (“Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”) в премьерной постановке 1907 года, ее партнерами были И.В. Ершов, А.М. Лабинский, В.С. Шаронов, Н.И. Забела-Врубель. Гастролировала в Москве (Большой театр, Опера С. Зимина), Петрограде, Харькове, Париже (“Гранд-Опера”, “Опера-комик”, “Лирико”), Лондоне (“Ковент-Гарден”), Монте-Карло, Ницце, Италии, Нью-Йорке (“Манхеттен-опера”), Чикаго, Японии.

Принимала участие в “Русских сезонах” С. Дягилева в 1914 году. В 1917 году эмигрировала, с 1919 года была солисткой Стокгольмского и Копенгагенского оперных театров, в 1920 году – в лондонском театре “Ковент-Гарден”. В 1922 году в Париже организовала театр миниатюр под художественным руководством Л.С. Бакста. В 1929 году организовала парижскую Русскую частную оперу, выступала в ней до 1933 года, в том числе и на гастролях в Мадриде, Барселоне, Милане, Буэнос-Айресе.

Среди лучших можно назвать роли Антониды (“Жизнь за царя” М.И. Глинки), Людмилы (“Руслан и Людмила” Н.А. Римского-Корсакова), Тамары (“Демон” А.Г. Рубинштейна), Маши (“Дубровский” Э.Ф. Направника), Татьяны (“Евгений Онегин” П.И. Чайковского), Купавы (“Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакова), Виолетты (“Травиата” Дж. Верди). Была первой исполнительницей партий Клеопатры (одноименная опера Ж. Массне), Кризы (“Нерон” А.Г. Рубинштейна), Оксаны (“Черевички” П.И. Чайковского), Чио-Чио-сан (одноименная опера Дж. Пуччини), Воглинды (“Золото Рейна” Р. Вагнера), Ярославны (“Князь Игорь” М.П. Бородина).

Выступала с концертами в Швеции и других странах, наиболее удачным было исполнение романсов С.В. Рахманинова. Эпизодически участвовала в балетных спектаклях: в Петербурге и Москве, в парижском “Театре на Елисейских полях”. В 1920-х гг. с большим успехом в Париже и Лондоне прошли ее вечера испанских народных танцев.

Умерла в Париже в 1966 году.