Мишель де Буйон. Натюрморт "Плоды" (аллегория бренности). 1648

Автор картины, французский живописец Мишель де Буйон родился в городке Эр близ Турне, в начале ХV11 века. В 1638 он был принят в гильдию живописцев города Турне. Известно о существовании связи М. Де Буйона с одним из самых знаменитых французских художников того времени, Филиппом де Шампенем. Совсем мало сведений сохранилось о жизни художника. Однако, его картины теперь украшают музеи и намного пережили своего автора. До нашего времени дошли только его натюрморта, видимо, подобно многим своим современникам, он работал преимущественно, в одном жанре. Главным заказчиком художников в ХV11 веке оставалась церковь, но эта картина, конечно, предназначалась для украшения большого и богатого дома. Со временем её краски потускнели. Каким же великолепным было это полотно, когда художник только что закончил его, 350 лет назад. Видимо, живописец изобразил конец лета или начало осени. Небо затянуто тучами, в листве растения, обвивающего старое каменное строение, появились желтые и красные листья. На каменных ступенях, как на пьедестале, символизируя земное изобилие, разложена целая груда разнообразных плодов. Художник, наверное, постарался собрать вместе всё, что смог. Здесь - грибы, капуста, яблоки, сливы, растущие на севере страны, откуда родом художник. Ему понадобились и плоды южных стран: персики, грецкие орехи, различные сорта винограда. Видимо. художнику надо было показать "изобилие плодов земных". Немудрено, что когда в 1918 году натюрморт появился в музее, и ему надо было дать название, придумали - "Овощная лавка".

Со временем, когда появилась возможность рассмотреть картину внимательнее, стало понятно, что это название не отражает всего содержания картины. Рядом с грудами плодов художник расположил обломок древнего мраморного барельефа. Расколотый камень с древности считался знаком конца, смерти. Художник изобразил и тёмные недра земли с вырастающими оттуда грибами и высоко вознесшим золотую главу цветком подсолнечника, всё это - на фоне величественной архитектуры, за которой уходит в бесконечную даль горный пейзаж. И ни одного человека! Присутствие людей даже не подразумевается. Герои этого произведения - земля, горы, небо, каменные устои архитектуры и, наконец, плоды. Это уже не просто натюрморт и не один сюжет, а картина мира, какой нам представил её художник. Он тщательно продумал расположение каждой частицы своей картины. Одно не заслоняет другого, наоборот, подчёркивает достоинства того, что с ним соседствует. Рядом с потемневшими каменными ступенями какой ликующий каскад представляют спелые, сочные плоды! Сверкающие краски говорят об их свежести. Невозможно оторвать глаз, не любоваться ими. Но зачем рядом с ними художник положил обломок каменного барельефа?, Что он хотел этим сказать? Коротко время свежести великолепных плодов, красующиеся перед нашим взором, если даже камень, который представляется вечным, разрушается со временем? Может быть, художник сравнивает недолговечность плодов с человеческой жизнью? В картинах, посвящённых этой теме часто изображали человеческий череп, напоминающий о том, что и нам предстоит умереть, об этом могли напоминать песочные часы, свеча, цветы. Такие, картины имели особое название: "анитас", по-латински - пустота, бренность, означающая тщетность и суетность земных богатств и удовольствий. На нашей картине таким напоминанием о быстротечности жизни стали прекрасные дары природы. Но человек не должен сокрушаться и унывать, потому что душа его бессмертна. Художник говорит нам не только о смерти, но воскресении. Некоторые плоды, изображённые на картине, символизировали Христа. О Нём говорят виноградные грозди. Грецкий орех - напоминал о двух природах Спасителя, божественной и человеческой, а также - о древе Креста. Персики в христианском искусстве связывались с первородным грехом и спасением души. Символом Христа и обращения к Богу считался цветок подсолнечника, гордо возносящий над землёй свою золотую главу.

Очень важно, что на картине, в правой нижней части сохранилась подпись автора и год исполнения картины: 1648. Именно в середине века были созданы наиболее известные произведения Мишеля де Буйона. например "Ваза с цветами" (1650) из частной коллекции Г. Штейна, "Фрукты" (1653) из музея в Аррасе. Из немногих (около 10) известных работ М. де Буйона наиболее близкой аналогией нашей картине представляется подписной натюрморт из коллекции Пардо в Париже "Fruits et gibier dans un pausage", холст, масло. 91 х 127 (см: Fare M. 1974. P.276). В музеях России М.де Буйот представлен мало. Нам известен его натюрморт в собрании музея города Омска.

Аллегория - с греческого - говорить иначе. Иносказание, толкование в произведении тайного, скрытого смысла. Иногда художнику нужно выразить наиболее общие и потому неизобразимые идеи: добро,зло, жизнь, смерть. Они показываются иносказательно через изображение живых существ или предметов, за которыми исторически закрепился определённый смысл. Например, яблоко приобрело в истории человеческой культуры множество значений: Оно символизирует Вечность, жизнь.Оно может символизировать божественное присутствие, искупление, грех, а также плотские утехи, преходящие радости и бессмертие.

Суета сует - "Суета сует и всяческая суета" - слова из книги Экклезиаста в Ветхом Завете, выражающие идеи быстротечности всего земного и неизбежности смерти.

"Memento mori" (лат. "Помни о смерти" - надписи на утвари, принадлежавшей римлянам). Обычно эти идеи выражалась в особом виде натюрморта, представляющего знаки "бренности земного бытия".

"Ванитас" - ( лат. пустота). Подразумевается эфемерность земных богатств. В более широком смысле как на картине М. Буйона, тема страстей Христовых и Воскресения. Натюрморты типа "ванитас" появились во фламандской живописи ХV11 века и распространились по всей Европе, но всё же наиболее популярными были на её севере.

Красноперова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева