Опера
"Евгений Онегин". Действие 1. Картина 1. Хор и танец крестьян
В отгороженный уютный семейный мир вторгается что-то значительно более сложное, сильное и даже могучее – за сценой звучит крестьянская протяжная хоровая песня:
ЗАПЕВАЛА (за сценой).
Болят мои скоры ноженьки
Со походушки.
Ее суровый, даже скорбный характер резко контрастирует с уютной атмосферой усадьбы. По традиции таких песен (русские народные песни довольно четко делились по жанрам) она имеет запев, который затем подхватывается хором a cappella (без сопровождения), и лишь позже присоединяется оркестр.
Когда толпа крестьян, принесших в усадьбу последний сноп, появляется в саду (то есть выходит на сцену, до этого хор звучал за сценой), величавый напев смолкает. Но после небольшого диалога между помещицей и крестьянами вновь звучит песня:
ЛАРИНА.
Что ж, и прекрасно! Веселитесь!
Я рада вам. Пропойте что-нибудь повеселей
Эта песня совершенно другого характера: «Уж как по мосту-мосточку, / По калиновым досочкам». Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга. – ремарка композитора.
Введение в оперу народных хоровых сцен характерно для русской оперной драматургии XIX века. Типично и сопоставление двух контрастных песен – протяжной и плясовой. И хотя такой прием вполне оправдан сам по себе, в данном случае в виду характеров героев этой оперы, это было сделано Чайковским с явным драматургическим умыслом: две столь разные по характеру песни отражают разные характеры Татьяны («Как я люблю под звуки песен этих мечтами уноситься иногда куда-то, куда-то далеко» - поет Татьяна после) и Ольги; у нее реакция другая:
А я так не в тебя,
Мне весело, когда я пенье слышу
(Приплясывает.)
«Уж как по мосту-мосточку,
По калиновым досочкам...»
© Александр МАЙКАПАР