Опера "Евгений Онегин". Действие 1. Картина 1. Хор и танец крестьян

 

В отгороженный уютный семейный мир вторгается что-то значительно более сложное, сильное и даже могучее – за сценой звучит крестьянская протяжная хоровая песня:

ЗАПЕВАЛА (за сценой).
Болят мои скоры ноженьки
Со походушки.

            Ее суровый, даже скорбный характер резко контрастирует  с уютной атмосферой усадьбы. По  традиции таких песен (русские народные песни довольно  четко делились по жанрам) она имеет запев, который затем подхватывается хором a cappella (без  сопровождения), и лишь позже присоединяется оркестр.

            Когда толпа крестьян, принесших  в усадьбу последний сноп, появляется в саду (то  есть выходит на сцену, до этого хор звучал  за сценой), величавый напев смолкает. Но  после небольшого диалога между помещицей и крестьянами вновь звучит песня:

ЛАРИНА.

Что ж, и прекрасно! Веселитесь!

Я рада вам. Пропойте что-нибудь повеселей

            Эта песня совершенно  другого  характера: «Уж как по мосту-мосточку, / По калиновым досочкам».            Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга. – ремарка композитора.

            Введение в оперу народных хоровых сцен характерно для русской оперной драматургии XIX века. Типично и сопоставление двух контрастных песен – протяжной и плясовой. И хотя такой прием вполне оправдан сам по  себе, в данном случае в виду характеров героев этой оперы, это  было сделано Чайковским с явным драматургическим умыслом: две столь разные  по характеру песни отражают разные характеры Татьяны («Как я люблю под звуки песен этих мечтами уноситься иногда куда-то, куда-то  далеко» - поет Татьяна после) и Ольги; у нее реакция другая:

 

А я так не в тебя,
Мне весело, когда я пенье слышу

(Приплясывает.)

 

«Уж как по мосту-мосточку,
По калиновым досочкам...»           

 

© Александр МАЙКАПАР