ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра методики преподавания литературы

 

Учебно-методический комплект модуля

 

«ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (творчество В.В.Маяковского – поэта и художника)»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ___________________

 

"____"_____________200__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Специальность: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Место в примерном плане ГОС ВПО: Элективный модуль дисциплины ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе» для студентов, обучающихся по специальности код  ОКСО 050301 «Русский язык и литература»

Профиль: педагогический

Квалификация: преподаватель русского языка и литературы

Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература»

Факультет: филологический

Курс обучения: 3 дневное отделение

Семестр: 2

Всего часов по учебному плану: 24

В том числе по формам обучения:

очная:

- лекции: 4

- практикум: 6

- самостоятельная работа: 12

Форма итогового контроля знаний:

- зачет (защита проекта): 2 (2 сем.)

 

МОСКВА

2008

 

Содержание

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия.

4.2. Практические занятия.

4.3. Самостоятельная работа.

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

 

1.1. Цели модуля:

Показать возможности использования ЦОР, их дидактическую и методическую эффективность в учебном процессе.

Практическое овладение ЦОР как средством обучения.

 

1.2. Задачи модуля:

Ознакомить студентов с методикой использования ЦОР в целях  повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий.

Обучить использованию ЦОР при разработке интегрированного урока литературы при помощи создания на основе ЦОР банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов  обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д.

Сформировать начальные практические навыки педагогического проектирования (разработка разных типов уроков) на основе имеющихся ЦОР.

 

1.3. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности

Цели и задачи модуля могут быть реализованы только при интердисциплинарном  подходе и взаимосвязи со следующими дисциплинами:

·        Информатика;

·        Теория литературы;

·        История русской литературы;

·        Мировая художественная культура;

·        Философия;

·        Культурология;

·        Эстетика;

·        История искусств.

 

1.4. Ожидаемые результаты освоения модуля:

В результате изучения модуля студент должен

- ЗНАТЬ содержание и структуру современных ЦОР, используемых в процессе обучения литературе.

- УМЕТЬ использовать ЦОР в учебном процессе; применять, комбинировать и варьировать различные типы заданий, представленных в ЦОР.

- ВЛАДЕТЬ методикой создания интегрированного урока литературы с использованием ЦОР.

- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о возможностях мультимедийных средств в реализации междисциплинарного подхода к изучению и преподаванию литературы.

 

Требования к уровню освоения модуля

 

Формируются на основании п. 7.1 ГОС ВПО по специальности.

В результате изучения модуля «ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника)» студенты должны:

·        Знать структуру, типы и предметное содержание изучаемых ЦОР,  методы их использования в различных видах и формах учебной деятельности;

·        Уметь использовать ЦОР в педагогической деятельности и оценивать дидактическую целесообразность и эффективность их применения в обучении;

·        Владеть навыками разработки интегрированного урока по тематике модуля с использованием  ЦОР.

 

Используемые ЦОР: 47, 17, 11, 14, 25, 49; ЦОР 2-ая поставка: 8, 9, 10, 11, 12, 14, 51; ИИСС: 15, 17.

 

Формы отчетности:

Текущий контроль - комплектование на базе ЦОР  учебно-методических материалов  личного портфолио студента (базы данных, портфолио, презентации по конкретным темам); выполнение тестовых заданий из ЦОР.

Итоговая аттестация - защита проекта по использованию ЦОР в изучении определенной темы школьного курса литературы (урок-презентация).

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

Вид учебной деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

Очная

в семестр[1]

в неделю

Лекции

4

4

1

Лабораторные занятия

 

 

 

Практические занятия

6

6

1

Самостоятельная работа

12

12

1

Зачет (защита проектов)

2

2

 

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

 

4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Использование ЦОР в процессе обучения.

1

 

 

2.

Использование ЦОР при объяснении темы: «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта».

1

 

 

3.

Использование возможностей ЦОР для создания интегрированного урока по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника».

2

 

 

 

Всего

4

 

 

 

4.2. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Рассмотрение структуры и типов ЦОР.

1

1

 

 

2.

Отбор информации из  ЦОР по теме интегрированного урока «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника».

1

1

 

 

3.

Виды  интерактивного взаимодействия в процессе работы с БЭНП «Литература».

2

2

 

 

4.

Методика работы с разнообразными способами текущего и итогового контроля, предлагаемыми ЦОР (тесты, творческие задания и мастерские, тренинги) по теме «Творчество В.В. Маяковского – поэта и художника».

3

2

 

 

 

Всего:

 

6

 

 

 

4.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование работы

Номера тем лекций

Количество часов

1.

Структура ЦОР, состав, типы  и атрибутирование ИО (на материале отобранного для модуля комплекта ЦОР).

 

1

2

2.

Создание на базе ЦОР презентации «Анализ художественного произведения».

2

2

3.

Подготовка на базе ЦОР материалов для модуля «Маяковский в Окнах РОСТА: взаимодействие поэзии и живописи».

2

2

4.

Составление мини-презентации «Маяковский в Окнах РОСТА: взаимодейсвие поэзии и живописи» на базе возможностей ЦОР и ресурсов Интернет.  

2

2

5.

Создание портфолио на тему: «Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками».

2

2

6.

Разработка урока-презентации на базе ЦОР по предложенной теме (самостоятельная работа выполняется в микрогруппах и индивидуально).

3

2

 

Всего:

 

12

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

базируются на ГОС ВПО по специальности; Примерной программе дисциплины; Базисном учебном плане; Примерных планах взаимодействующих дисциплин; ГОС ВПО по дисциплине ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»  по специальностям 050301 «Русский язык и литература»;   021700 «Филология»;  Русская литература ХХ века (послеоктябрьский период). Программа для д/о филологического факультета. Под ред. д.ф.н., проф. В.А.Лазарева. М.: МПГУ, 2000; Программа курса «Методика преподавания литературы» для спец. «Русский язык и литература». Составитель О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман. М.: Прометей, 1993; Методика преподавания литературы: Программы дисциплин подгот. По специальности 021700 «филология». Автор-составитель О.Ю. Богданова и др. М.: Флинта-Наука, 2001.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания

Основная литература

Теория и методика обучения литературе

Богданова О.Ю.,

Леонов С.А.,

Чертов В.Ф.,

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература»

М.: Академия, 2007

Русская литература ХХ века. Т. 1

Под ред. В.В.Агеносова

Учебник для 11 класса

М.: Дрофа, 2006

Русская литература ХХ века

Под ред. В.В.Агеносова

Хрестоматия для 11 класса 

М.: Дрофа, 2004

Введение в литературоведение

Под ред.

Л. В. Чернец

Учебное пособие для филологич. факультетов высш. уч. заведений

М.: Высшая школа, 2004

Литература. Интегрированные уроки

Леонов С.А.

Пособие для учителя

М.: Айрис-пресс, 2003

Поэзия и живопись

 

Сборник трудов памяти Н.И. Харджиева

М.: Языки рус-ской культуры, 2000

Маяковский

и живопись

Харджиев Н.И.

 

М., 1940

Русские писатели, поэты. В.В. Маяковский

 

Биобиблиографический указатель.

Часть 2, выпуск 1,2

СПб., 2002

Дополнительная литература

Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы

Амфилохиева М.В.

Метод. пособие

СПб.: «Паритет», 2003

Мастерские по литературе.

11-й класс

Еремина Т.Я.

Метод. пособие

СПб.: «Паритет», 2004

Федерация Интернет образования: В помощь учителю

 

Сайт

http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000928

История русской литературы ХХ века. Вып. 2.: Советская классика. Новый взгляд

Егорова Л.П., Чекалов П.К.

Электронное учебное пособие для студентов филологических факультетов

http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html

«СовЛит»

 

Сайт

http://ruthenia.ru/sovlit.index.html

Русский филологический портал

 

Сайт

http://www.philology.ru

Методико-Литературный Интернет-Сервер: Урок литературы

 

Сайт

http://www.mlis.ru

Владимир Маяковский

 

Сайт

http://www.mayakovsky.narod.ru

Авангардное искусство начала ХХ века: Футуризм

 

Сайт

http://www.terra-futura.com

 

 

Литература в таблицах и схемах: Теория и история. Изд.3

 

Мещерякова М.И.,

Темиз Я.В.

Справочное издание

 М.: Мегатрон, 2003

Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе

 

Межвузовский сборник научных трудов

М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

№ п/п

Наглядное

Пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный

 и т. д.)

1.

47. Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»

 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы, видео- и аудиообъекты, тесты.

электронный

2.

17. Электронное учебное издание по курсу «Культурология»

 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

3.

11. Электронное средство учебного назначения «История искусства»

 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  аудиофайлы, текстовые файлы текстовые файлы

электронный

4.

14. Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

5.

25. Межпредметное электронное издание «ХIХ век: Отечественная история, литература, искусство»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы

электронный

6.

Электронное издание

«История религий»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

7.

Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (оте-чественная история, литература, искусство)» 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, текстовые файлы

электронный

8.

49. Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)»

рисунки, интерактивные таблицы, текстовые файлы

электронный

9.

ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

10.

ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы, схемы, карты

электронный

11.

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

12.

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век».

11 кл. Загладин Н.В.

 

рисунки, видеофильмы, текстовые файлы, карты, схемы, интерактивные таблицы, аудиофайлы

электронный

13.

ЦОР «Литература. Начальный курс».

5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

рисунки, текстовые файлы,  схемы, интерактивные таблицы

электронный

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Методика модуля предполагает постоянное использование в процессе аудиторной и самостоятельной работы различных форм контроля со стороны преподавателя и самоконтроля обучающихся.

Форма текущего контроля – тесты и задания из комплекта ЦОР, используемые на занятиях.

Промежуточный контроль осуществляется в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.

Итоговая аттестация - защита индивидуального проекта по теме конкретного урока (фрагмента урока) школьной программы (урок – презентация).

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

·        Использование информационных технологий в образовательном процессе будет успешным, если сочетать инновационные методы с традиционными методами преподавания;

·        владеть методикой работы с ЦОР, знать их структуру и возможности;

·        правильно отбирать ЦОР, учитывая тематику учебного занятия;

·        выполнены все материально-технические требования, необходимые для работы с ЦОР. Такие, как компьютер (один или несколько), подключение к сети Интернет, интерактивная доска, набор дисков с указанными ЦОР.

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ____________________________________________________________________

 

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

 

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________       ____________________________

                                                 подпись                               фамилия, инициалы   



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.