ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра методики преподавания литературы

 

Учебно-методический комплект модуля

 

«ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (творчество В.В.Маяковского - поэта и художника)»

 

Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература»

 

АННОТАЦИЯ

 

1. Минимальные требования к содержанию модуля определяют:

ГОС ВПО по специальности; Примерная программа дисциплины; Федеральный компонент стандарта общего образования; Базисный учебный план; Примерные планы взаимодействующих дисциплин.

 

2. Цели модуля:

·        Показать возможности использования ЦОР, их дидактическую и методическую эффективность в учебном процессе.

·        Практическое овладение ЦОР как средством обучения.

 

3. Задачи модуля:

·        Ознакомить студентов с методикой использования ЦОР в целях  повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий.

·        Обучить использованию ЦОР при разработке интегрированного урока литературы при помощи создания на основе ЦОР банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов  обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д.

·        Сформировать начальные практические навыки педагогического проектирования (разработка разных типов уроков) на основе имеющихся ЦОР.

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Цели и задачи модуля могут быть реализованы только при интердисциплинарном подходе и взаимосвязи со следующими дисциплинами:

·        Информатика;

·        Теория литературы;

·        История русской литературы;

·        Мировая художественная культура;

·        Философия;

·        Культурология;

·        Эстетика;

·        История искусств.

 

5. Ожидаемые результаты освоения модуля:

В результате изучения модуля студент должен

- ЗНАТЬ содержание и структуру современных ЦОР, используемых в процессе обучения литературе.

- УМЕТЬ использовать ЦОР в учебном процессе; применять, комбинировать и варьировать различные типы заданий, представленных в ЦОР.

- ВЛАДЕТЬ методикой создания интегрированного урока литературы с использованием ЦОР.

- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о возможностях мультимедийных средств в реализации междисциплинарного подхода к изучению и преподаванию литературы.

Требования к уровню освоения модуля

Формируются на основании п. 7.1 ГОС ВПО по специальности.

В результате изучения модуля «ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (творчество В.В. Маяковского – поэта и художника)» студенты должны:

·        Знать структуру, типы и предметное содержание изучаемых ЦОР, методы их использования в различных видах и формах учебной деятельности;

·        Уметь использовать ЦОР в педагогической деятельности и оценивать дидактическую целесообразность и эффективность их применения в обучении;

·        Владеть навыками разработки интегрированного урока по тематике модуля с использованием ЦОР.

 

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

1. Рабочая программа курса;

2. Учебно-методическое обеспечение модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

·        Электронное издание БЭНП «Литература»;

·        ЭУИ «Культурология»;

·        ЭСУН «История искусства»;

·        БЭНП «Мировая художественная культура. 10-11 класс»;

·        Электронное издание «История религий»;

·        Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)»;

·        Межпредметное электронное издание «ХIХ век: Отечественная история, литература, искусство»;

·        Энциклопедия «Кругосвет» (единая коллекция ЦОР);

·        ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.;

·        ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.;

·        ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.;

·        ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

·        ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

·        Материалы Единой Коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/ (теория литературы, персоналии по теме).

3. Методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

Тесты по теме:

- Вариант 1

- Вариант 2

Индивидуальная работа студентов:

- Составление интерактивных таблиц «В.В. Маяковский – поэт и художник (этапы развития темы)»; «Футуризм».

- Составление БД «Маяковский в Окнах РОСТА».

- Презентации на базе ЦОР: «Футуризм в литературе и живописи», «Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками».

- Портфолио на базе ЦОР: «В.В. Маяковский и музыка/живопись/театр/кино».

 

7. Литература (основная и дополнительная)

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания

Основная литература

Теория и методика обучения литературе

Богданова О.Ю.,

Леонов С.А.,

Чертов В.Ф.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература»

М.: Академия, 2007

Русская литература ХХ века. Т. 1

Под ред. В.В.Агеносова

Учебник для 11 класса

М.: Дрофа, 2006

Русская литература ХХ века

Под ред. В.В.Агеносова

Хрестоматия для 11 класса 

М.: Дрофа, 2004

Введение в литературоведение

Под ред.

Л. В. Чернец.

Учебное пособие для филологич. факультетов высш. уч. заведений

М.: Высшая школа, 2004

Литература. Интегрированные уроки

Леонов С.А.

Пособие для учителя

М.: Айрис-пресс, 2003

Поэзия и живопись

 

Сборник трудов памяти Н.И. Харджиева

М.: Языки рус-ской культуры, 2000.

Маяковский

и живопись

Харджиев Н.И.

 

М., 1940

Русские писатели, поэты. В.В. Маяковский

 

Биобиблиографический указатель.

Часть 2, выпуск 1,2

СПб., 2002

Дополнительная литература

Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы

Амфилохиева М.В.

Метод. пособие

СПб.: «Паритет», 2003.

Мастерские по литературе.

11-й класс

Еремина Т.Я.

Метод. пособие

СПб.: «Паритет», 2004.

Федерация Интернет образования: В помощь учителю

 

Сайт

http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000928

 

История русской литературы ХХ века. Вып. 2.: Советская классика. Новый взгляд

Егорова Л.П., Чекалов П.К.

Электронное учебное пособие для студентов филологических факультетов

http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html

«СовЛит»

 

Сайт

http://ruthenia.ru/sovlit.index.html

Русский филологический портал

 

Сайт

http://www.philology.ru

 

Методико-Литературный Интернет-Сервер: Урок литературы

 

Сайт

http://www.mlis.ru

 

Владимир Маяковский

 

Сайт

http://www.mayakovsky.narod.ru

 

Авангардное искусство начала ХХ века: Футуризм

 

Сайт

http://www.terra-futura.com

 

Литература в таблицах и схемах: Теория и история. Изд.3

Мещерякова М.И.,

Темиз Я.В.

Справочное издание

М.: Мегатрон, 2003

Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе

 

Межвузовский сборник научных трудов

М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987

 

8. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

№ п/п

Наглядное пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1.

47. Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»

 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы, видео- и аудиообъекты, тесты.

электронный

2.

17. Электронное учебное издание по курсу «Культурология»

 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

3.

11. Электронное средство учебного назначения «История искусства»

 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  аудиофайлы, текстовые файлы текстовые файлы

электронный

4.

14. Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

5.

25. Межпредметное электронное издание «ХIХ век: Отечественная история, литература, искусство»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы

электронный

6.

Электронное издание

«История религий»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

7.

Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (оте-чественная история, литература, искусство)» 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, текстовые файлы

электронный

8.

 49. Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)»

рисунки, интерактивные таблицы, текстовые файлы

электронный

9.

ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.

 

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

10.

ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.

 

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы, схемы, карты

электронный

11.

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства».

5-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

12.

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век».

11 кл. Загладин Н.В.

рисунки, видеофильмы, текстовые файлы, карты, схемы, интерактивные таблицы, аудиофайлы

электронный

13.

ЦОР «Литература. Начальный курс».

5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

рисунки, текстовые файлы,  схемы, интерактивные таблицы

электронный

 

9. Список авторов УМК:

Соколова Анастасия Александровна.

 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке модуля:

·        ГОС ВПО по специальности; Примерная программа дисциплины; Федеральный компонент стандарта общего образования; Базисный учебный план; Примерные планы взаимодействующих дисциплин;

·        ГОС ВПО по дисциплине ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе» по специальностям 050301 «Русский язык и литература»;  

·        021700 «Филология»;

·        Русская литература ХХ века (послеоктябрьский период). Программа для д/о филологического факультета. Под ред. д.ф.н., проф. В.А.Лазарева. М.: МПГУ, 2000;

·        Программа курса «Методика преподавания литературы» для спец. «Русский язык и литература». Составитель О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман. М.: Прометей, 1993;

·        Методика преподавания литературы: Программы дисциплин подгот. По специальности 021700 «филология». Автор-составитель О.Ю. Богданова и др. М.: Флинта-Наука, 2001.