ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра методики преподавания литературы

 

Учебно-методический комплект модуля

 

«ЦОР в разработке интегрированного урока литературы (творчество В.В.Маяковского – поэта и художника)»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой  ________________

 

"____"_____________200__г.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература»

 

Ведущий лектор:

___________________________________________________

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 200 __ г. Протокол № _________

 

 

МОСКВА

2008

 

Лекция № 1

Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Использование ЦОР в процессе обучения.

 

Общие основы использования компьютера в образовательном процессе

 

Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования).

Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира». [Первин Ю.А. Информационная культура. Экспериментальный курс //Информатика. - М., 1999. - С. 79.]

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

 

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает образование, и требованиями, которые предъявляются современным обществом. Сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность. Деятельность педагога должна быть направлена на построение образовательной системы, антропоцентрической по цели, по содержанию и формам организации, поскольку в центре такого обучения находится личность обучающегося как реализация определенного педагогического проекта, предполагающего  целостное развитие личности, а не только ее знаниевую образованность.

Его главные черты:

·        гуманистическая направленность, проявляющаяся в диалогичности по отношению к личности другого;

·        творческая активность;

·        рефлексивность;

·        постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Становление такого педагога в условиях педагогического вуза — сложный, многоэтапный процесс. Важное место здесь принадлежит методикам ИКТ.

 

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе

 

Информационные компьютерные технологии - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом ИКТ не только вписываются в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения, но и способствуют активному включению учащегося в учебный процесс, более глубокому пониманию и запоминанию учебного материала, поддерживают интерес к изучаемому предмету.

Информационные компьютерные технологии занимают все больше места в процессе обучения, так как помогают не только сэкономить время, но и способны выполнять такие обучающие функции, которые недоступны другим образовательным средствам.

ЦОР построены таким образом, что стирается естественное противоречие между большой результативностью обучения и трудностями в  получении знаний, умений, навыков. Способствуя развитию мышления, ЦОР не вызывают дополнительных трудностей, так как система управления и навигации, способы представления информации (ее последовательность и систематизация) удобны для получения знаний.

Выполнение обучающей функции - наиболее существенная характеристика применения ИКТ в учебном процессе.

Задачи применения ИКТ в обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из самых широких источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

 

Важным аспектом подготовки будущих учителей является обучение эффективному использованию существующих и разрабатываемых ЦОР и связанных с ними педагогических  технологий, а также приемам модификации и адаптации готовых ЦОР для решения возникающих перед ними педагогических задач.

Одним из приоритетных направлений Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы является «совершенствование качества общего образования на основе внедрения новых структуры и содержания образования, современных учебников, повышения эффективности учебного процесса при одновременном снижении учебной нагрузки обучающихся, внедрения разнообразных моделей организации профильного обучения в старшей школе».

Основной целью создаваемых ЦОР является обеспечение учебного процесса и его субъектов инструментом, позволяющим реализовать  обучающую, развивающую и воспитывающую функции обучения.

 

Разработка цифровых образовательных ресурсов позволит:

·        создать учителю условия для повышения эффективности профессиональной деятельности  и профессионального роста (улучшить качество преподавания и сократить время на подготовку к уроку за счет использования широкого спектра средств наглядности, новых видов заданий для учащихся, методического сопровождения, ориентирующего на достижение новых результатов образовательного процесса).

·        предоставить учащимся широкий доступ к информационным источникам, воздействующим на разные каналы восприятия, оптимизировать информационно-поисковую деятельность, представить с высокой степенью наглядности изучаемый материал; организовать информационную деятельность на базе средств ИКТ; выстроить индивидуальную образовательную траекторию, сформировать критическое мышление, способности к выбору стратегии собственных действий, в том числе при выполнении тестовых заданий.

 

Коллекция ЦОР:

·        дополнит имеющиеся УМК наглядным и интерактивным материалом, значительно расширяющим и обогащающими их недоступными для полиграфического учебника материалами и мультимедийными возможностями (аудио- , видео- и цифровые иллюстративные материалы, интерактивные объекты, большие объемы справочного материала и др.);

·        предоставит учителям учебные материалы и наглядные пособия (в цифровом формате) по данному предмету, обеспечивающие и облегчающие подготовку и проведение уроков, а также организующие самостоятельную деятельность учащихся;

·        даст возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволит сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя;

·        позволит найти максимальное количество разнообразных материалов (статических, динамических, интерактивных), касающихся изучения конкретной темы в рамках любой методики, на любой стадии учебного процесса (получение новой информации, актуализация полученных знаний, практическое использование полученных знаний, аттестация) и на любом уровне (базовый, углубленный, профильный);

·        даст возможность преподавателям использовать видеофрагменты, изображения, модели, текстовые и справочные материалы для составления собственных учебных пособий к конкретному уроку в соответствии с их потребностями с помощью различных инструментальных средств;

·        даст дополнительные возможности учащимся для самообучения, подготовки к урокам, более глубокого изучения предмета;

·        повысит мотивацию учащихся к обучению, сделает обучение более интересным и эффективным на всех стадиях учебного процесса, обеспечив высокую наглядность и предоставив большое количество разнообразного информационного материала;

·        даст возможность учителю благодаря привязке к содержанию учебников и наличию методической составляющей работать по привычному для него материалу и использовать современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.

 

Рассмотрим структуру, содержание и образовательные возможности ЦОР.

Обычно ядром комплекса является структурированный в соответствии с целями и задачами курса лекционный материал (темы), включающий систему гипертекстовых ссылок, расширяющих, уточняющих или иллюстрирующих представленный в лекциях материал.

Каждая тема включает несколько видов гиперссылок:

·        ссылки на хрестоматийный материал, на теоретические вставки и добавления;

·        ссылки на иллюстративный материал, дополняющие содержательно-смысловой ряд темы визуальными образами (портреты, картины, иллюстрации, фотографии и др.);

·        ссылки справочно-информационного и дополнительного к основному содержанию темы характера, позволяющие уточнить определения используемых терминов и понятий, биографические и библиографические сведения, познакомиться со специализированными сайтами и web-ресурсами по изучаемой теме;

·        ссылки на структурные элементы текста лекции и всего курса (оглавление, номер темы, пункты и подпункты и т.д.) помогающие оперативно и точно перемещаться по тексту в поисках необходимой взаимосвязанной информации.

Кроме лекций, учебно-методический комплекс предоставляет возможность самостоятельной проверки уровня освоения материала с помощью ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания по теме лекции, представляется возможность и для более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов или выполнения творческих заданий, предлагаемым как по теме каждой лекции, так и по курсу в целом.

После завершения изучения содержания темы следует, используя систему контрольных заданий и тестовых вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекции.

Основу ЦОР составляет база данных (набор записей и файлов, организованных специальным образом), которая состоит из огромного количества систематизированных информационных объектов, которые могут быть представлены как в виде таблиц, так и в виде набранных с помощью текстовых редакторов документов.

Табличная форма придает лаконичность и наглядность данным, структурирует их, позволяет увидеть новые закономерности. Умение представлять данные в табличной форме — общеполезный методический навык. Приведение данных к табличной форме — один из приемов систематизации информации при проведении научных исследований. В компьютере табличные данные чаще всего создаются и обрабатываются системами управления базами данных (СУБД).

Все СУБД поддерживают в той или иной форме четыре основные операции, необходимые для мобильного управления информацией, ее корректировки, исходя из стоящих целей и задач:

·        добавить в базу данных одну или несколько записей;

·        удалить из базы данных одну или несколько записей;

·        найти в базе данных одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию;

·        обновить в базе данных значения некоторых полей в одной или нескольких записях.

При этом основная система навигации ЦОР осуществляется с помощью гиперссылок, а страницы ЦОР представляют собой гипертекстовые документы, история создания которых представляет особый интерес.

В конце 1980-х молодой ученый Тим Бернс-Ли, намереваясь посвятить себя изучению физики, начал работать в Европейской лаборатории физики частиц, намереваясь посвятить себя изучению физики. Однако вскоре он наткнулся на проблему, которая требовала срочного решения. Ученые-физики регулярно приезжали в лабораторию на три-пять лет для изучения новой проблемы и проведения исследований. Каждый ученый применял собственные методы хранения и отображения данных, что затрудняло использование информации, накопленной коллегами. Поэтому Тим начал работать над системой обработки и представления информации, которая бы не зависела от платформы и была простой. В результате он создал язык HTML (Hyper Text Markup Language). В его основе лежат понятие гипертекста (метода связывания документов и реализации ссылок путем простого щелчка мыши на выбранном фрагменте текста) и разметка. HTML использует разметку для описания документов, а гипертекстовые ссылки (описанные с помощью разметки) – для связывания и передачи документов.

Гипертекст, предложенный Бернсом–Ли, предназначался для работы только в стенах лаборатории, но уже начиная с 1992 года гипертекстовый документ внедряется в INTERNET и вскоре становится основным средством представления гигантских наборов информации сети.

Однако первоначальное несетевое предназначение гипертекстов не было забыто. На базе систем создания гипертекстовых документов начинают разрабатываться эффективные средства обучения: гипертекстовые учебники и методические пособия, мультимедиа обучающие энциклопедии, электронные словари, видеоматериалы, построенные по принципу «говорящая голова» (лекции, записанные на видео) и т.д. Эти средства обеспечивают гипертекстовое структурирование и систематизацию учебного материала, включение в электронные пособия гиперссылок на статьи, теории, а в учебниках – ссылок на упражнения, задачи, художественные тексты (http://bw.keytown.com./Doc/posobie.doc).

 

На занятиях будут использоваться следующие ЦОР:

- «Литература» (БЭНП 5-11 кл.);

- «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.);

- ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира»;

- МЭИ «Отечественная история, литература и искусство»;

- ЭСУН «История искусства. 10-11 классы»;

- «Философия»;

- «Отечественная история»

- ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.;

- ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.;

- ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.;

- ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

- ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

 

С помощью данных ЦОР и ресурсов Интернет будут создаваться новые информационные материалы, соответствующие тематике модуля.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Задание:

1. Разделившись на микрогруппы, внимательно ознакомьтесь в Лаборатории ЦОР со структурой, составом объектов и принципами их атрибутирования в ЦОР «Литература» (БЭНП 5-11 кл.), «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.), ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира», МЭИ «Отечественная история, литература и искусство», ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл., ЦОР «Русская художественная культура» 11 кл. Рапацкая Л.А., ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл., ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В., ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. Оцените целесообразность, полноту  БД и  удобство поиска в них.

2. Внимательно ознакомьтесь с «Методическими указаниями», имеющимися в каждом ЦОР, по разделам: «Структура/функциональная схема», «Состав и типы информационных объектов», «Атрибутирование информационных объектов», «Редактор презентаций», «Пример создания презентации».

 

Лекция № 2

Использование ЦОР при объяснении темы «Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века. Взаимодействие искусств как основа художественного метода поэта».

 

Интеграция предметов образовательного цикла выдвигает на первый план технические возможности современной школы. Цифровые образовательные ресурсы способны представлять информацию одновременно в самых разных видах и способах: визуальный, звуковой, визуально-звуковой. Кроме этого, информация на цифровых носителях более качественная и доступная. Использование ИКТ в учебном процессе способствует всестороннему развитию личности обучаемого. ЦОР соответствует изменившимся представлениям школьников о способах и скорости восприятия информации.

Интерактивный характер информационных технологий позволяет реализовать компетентностный подход и активизировать познавательный интерес, творческие способности учащихся. Тестовые и игровые контрольные материалы помогают сделать процесс обучения увлекательным.

Изучение курса истории русской литературы ХХ в. сопряжено для современных школьников с трудностями преодоления «временного» барьера: изменившаяся социокультурная ситуация делает этот период для них почти таким же отдаленным, как пушкинский век. Аудиовизуальное представление литературной эпохи решает эту проблему, но прежде всего, сочетая традиционные методы анализа и интерпретации с междисциплинарными, позволяет осуществить инновационный методический подход: изучать динамику художественного сознания во всех текстах культуры.

На уроках по творчеству писателя использование мультимедийных объектов решает сложную задачу представления поэта как разносторонне развитой личности и наглядно показывает основную особенность его художественного метода, обусловленную спецификой личности В.В. Маяковского и общекультурным контекстом начала ХХ века.

 

1. Культура и искусство начала ХХ века.

В ЦОР «Всеобщая история. ХХ век», 11 кл. (Загладин Н.В.) используем  фотогалереи «Первая мировая война», «Ученые, совершившие переворот в естествознании», схемы «Мир на рубеже новой эпохи», «Тенденции развития духовной жизни первой половины ХХ века», галереи изображений и текстов «Поэты ХХ века», «Живопись конца ХIХ-первой половины ХХ века. Русские художники».

В ЦОР «Русская художественная культура», 11 кл. (Рапацкая Л.А.) рассматриваем разделы «Скульптура 20-х гг. ХХ века», «Абстрактная живопись», «Произведения нонконформистов», «Живопись АХРР», «Литература символизма», «Серебряный век», «Литература авангарда», портреты И. Северянина, Д. Шостаковича, картины: М.А. Врубель «Демон сидящий» (1890), К. Малевич «Частичное затмение. Композиция с Моной Лизой», В. Борисов-Мусатов «У водоема» (1902) и др.; слушаем марш из второго акта оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева.   

 

2. Биография В.В. Маяковского.

В БЭНП «Литература» в списке объектов выбираем «Русская литература ХХ века», из персоналий - «В.В. Маяковский» и рубрику «Материалы к биографии», где размещены как фотографии и текстовые файлы, так и кадры из фильмов «Не для денег родившийся», «Закованная фильмой».

Уже сам набор использующихся наглядных средств раскрывает многогранность таланта поэта.    

 

3. Творчество В.В. Маяковского в контексте культуры начала ХХ века: связь поэзии «будетлян» с живописью французских кубистов и итальянских футуристов.

В БЭНП «Мировая художественная культура» в «Каталоге» в разделе «Справочники» выбираем «Словарь терминов», где дается определение кубизма и футуризма. В «Поиске» выбираем «Кубизм» и открываются 2 экспоната – картины П. Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» и «Три женщины», выполненные в кубистической манере. Желательно сопоставить данные определения с другими из Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов (например, в ИИСС «Серебряный век» и ЦОР «Русская художественная культура») и выбрать наиболее полные и подходящие.

На материале представленной в ЦОР информации делаются выводы об основных характерных чертах кубизма в живописи и поэзии.

При подготовке к урокам на тему «Творчество В. Маяковского – поэта и художника» важное место занимает работа по биографии. В БЭНП «Литература» иллюстративного материала, связанного с личной жизнью поэта, кругом друзей и соратников, достаточно для создания полноценного образа «агитатора, горлана, главаря».

Целесообразно также рассмотреть содержание и построение сайтов, посвященных В.В. Маяковскому, проанализировать их с точки зрения интердисциплинарности и интеграции.

Это, например, могут быть сайты:

http://www.v-mayakovsky.narod.ru/okna_rosta.html

http://www.davno.ru/posters/artists/mayakovsky/

http://www.russianculture.ru/formb.asp?ID=276&full

http://www.vmayakovsky.ru/photo

http://vlmayakovsky.narod.ru/reklama/reklama_mosselprom.html

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Задание:

1. На основании раздела БЭНП «Литература» - «Теория литературы», анимации «Схема анализа стихотворения» и ИО «Маяковский «НАТЕ» параграфа 10 «Искушение новизной: ранний русский авангард» главы «Художественная культура серебряного века» электронного учебника Л.А. Рапацкой «Русская художественная культура» составить анализ стихотворений В.В. Маяковского по основным темам творчества (задание дается группам обучающихся и далее систематизируется в самостоятельную презентацию, состоящую из подготовленных материалов).

2. Подготовить на базе ЦОР мини-презентацию «Футуризм в литературе и живописи», где одна из частей - это анализ представленных в ЦОР репродукций картин.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Задание:

1. Подготовить на базе ЦОР материалы для модуля «Маяковский в «Окнах РОСТА»: взаимодействие поэзии и живописи».

(На материале, представленном в ЦОР, рассказывается об основных особенностях плакатного искусства, отличительных чертах «Окон Сатиры РОСТА», о принципах взаимодействия слова и изображения).

В БЭНП «Литература» в списке объектов выбираем «Русская литература ХХ века», из персоналий - «В.В. Маяковский» и рубрику «Материалы к биографии». Там представлены Окна Роста № 5 и 221 со значимым для исследования комментарием: «Рисунок В. Маяковского»).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Задание:

1. В ресурсах Интернет найти дополнительную информацию к модулю «Маяковский в «Окнах РОСТА»: взаимодействие поэзии и живописи».

2. Систематизировать материалы и составить из ресурсов ЦОР и Интернета базу данных по обозначенной проблеме.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Задание:

1. Подготовить на базе ЦОР материалы для мини-презентации на тему «Интерпретация творчества В.В. Маяковского художниками».

(В БЭНП «Литература» в списке объектов выбираем «Русская литература ХХ века», из персоналий - «В.В. Маяковский» и рубрику «Иллюстрации к произведениям»).

 

Лекция № 3

Использование возможностей ЦОР для создания интегрированного урока.

 

Мультимедийное наглядное пособие «Литература. Вся школьная программа» представляет собой библиотеку мультимедийных информационных объектов по литературе, состоящую из текстовых, видео- и аудиофайлов, анимаций, иллюстраций, репродукций и т.д. Комбинация различных средств наглядности (зрительная, слуховая и зрительно-слуховая) представляет собой интеграцию.

Структура ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) включает в себя:

1. Библиотеку цифровых образовательных ресурсов

·        Иллюстрированные биографические материалы по персоналиям, включающие виднейших представителей эпохи Серебряного века: поэтов, писателей, художников, архитекторов, композиторов, актеров и режиссеров театра и кино, художественных критиков и меценатов;

·        Тексты, рассказывающие об основных институциях художественной культуры Серебряного века: издательствах, театрах, литературных и художественных обществах, выставочных и концертных залах и пр.;

·        Тексты, характеризующие духовно-содержательные аспекты культуры Серебряного века такие, как символизм, акмеизм, футуризм, модерн, декаданс, «Мир искусства», «Русские сезоны» и пр.;

·        Тексты, описывающие ряд произведений, ставших знаковыми явлениями художественной культуры Серебряного века (литературные издания, шедевры живописи и кино, театральные и музыкальные постановки, выдающиеся архитектурные сооружения);         

·        Текстовые материалы, включающие фрагменты литературных произведений эпохи Серебряного века (поэзия, проза, пародия);

·        Коллекцию документальных фотографий (портреты поэтов, писателей, активных деятелей культурной среды, фотофиксации событий и пр.);

·        Коллекцию репродукций художественных произведений, относящихся к периоду Серебряного века;

·        Коллекцию исторических фотографий, фиксирующих выдающиеся музыкальные и театральные постановки;

·        Коллекцию объектов архитектуры, создававших неповторимый облик времени (включая фотографии и проекты зданий  петербургской и московской архитектуры);

·        Коллекцию документальных материалов (фрагментов статей из журналов и газет начала века), позволяющих почувствовать стиль изложения материалов и сферы интереса потребителей культуры того времени;

·        Коллекцию фрагментов музыкальных произведений;

·        Коллекцию аудиозаписей поэтических произведений в исполнении современных актеров;

·        Коллекцию фрагментов фильмов эпохи Серебряного века.

2. Библиотеку мультимедийных творческих заданий

·        Творческие задания, направленные на проявление учащимися креативных и аналитических способностей

·        Задание «Витрина Серебряного века»

·        Творческое задание «Создай плакат»

·        Творческое задание «Оформи камин»

3. Инструментарий поиска и представления информационных компонентов энциклопедии

4. Инструментарий для пополнения базы данных энциклопедии

В настоящее время в центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, к которым относятся ЦОР. 

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, который наиболее ярко помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

·        воспитать всесторонне развитого человека;

·        активизировать мыслительную деятельность учащихся;

·        формировать обобщённые знания и умения;

·        воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом помогает интеграция учебных предметов, которая находит свое применение в разработке интегрированных уроков.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. В ЦОР же они представлены все вместе, что отражает представление о том, что такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Следовательно, возникает необходимость интеграции этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение на уроках способствуют более глубокому, эмоциональному постижению художественного образа учащимися.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, выявляют их интерес к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и учатся аргументировано её отстаивать.

Материалы для разработки интегрированных уроков содержатся в Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов. Учитель сам может отобрать необходимые элементы из базы данных и создать собственную презентацию, отвечающую поставленным целям и задачам.

Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Но ни одно из искусств, взятое изолированно от других, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Попыткой преодолеть такую раздробленность мы считаем ЭСУН «История искусства», ИИСС «Серебряный век», ИИСС «Соната», где каждый период проиллюстрирован различными примерами из смежных видов творчества (музыка, живопись, скульптура, литература).  Так в ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» в разделе «Музыка Всем!» есть подраздел «Из истории жанров. Музыка и слово», где рассказывается об исторических корнях тесной взаимосвязи этих двух искусств, а в «Галерее» - раздел «Музыка в живописи», где представлены картины на музыкальную тематику.

Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.  Таким новым целым и является отдельное созданное вами портфолио или презентация на базе ЦОР.

Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись на уроках литературы поможет постичь идейно-художественное своеобразие произведений. Так в ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. (Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.) представлено множество иллюстраций к произведениям художественной литературы разных авторов, которые можно сравнивать, анализировать, сопоставлять.

В ЦОР «Литература» по теме «В.В. Маяковский» содержится большое количество наглядного материала, иллюстраций. В списке объектов выбираем «Русская литература ХХ века», из персоналий - «В.В. Маяковский» и «Иллюстрации к произведениям». Там мы находим две иллюстрации к произведениям В. Маяковского, эскизы, плакаты и изображения персонажей комедии «Клоп», которые показывают нам, какими их представляли художники начала ХХ века.

Работа с элементами ЦОР поможет обозначить и решить следующие проблемы: живописность (зримость) художественного образа, способ его создания, проблема сатиры и юмора, основной  идейный пафос поэзии В. Маяковского.

Сравнительный анализ представленных в ЦОР иллюстраций и оригинального текста стихотворения, проделанный на занятии, поможет определить основу художественного метода поэта, обусловленную спецификой его личности – Маяковский был поэтом-художником, так жил и так мыслил.

В энциклопедии книжного клуба XXI века есть определение: «Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий». Литература при всех своих изобразительно-выразительных возможностях не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись.

Особое место в междисциплинарном подходе занимает проблема взаимодействия литературы с синтетическими видами искусства (театр, кино). Применительно к творчеству В.В. Маяковского данная проблема весьма актуальна, ее следует рассматривать в двух аспектах: «Творчество Маяковского и театр/кино» и «Личность Маяковского и театр/кино». В ИИСС «Серебряный век» из нижнего меню выбираем «Индекс», из персоналий – «В.В. Маяковский»: кроме характеристики творчества поэта, здесь представлены гиперссылки на аудиозаписи чтения произведений («А вы могли бы?», «Ничего не понимают») и «Первый в мире футуристов театр», «Футуризм», «Тенешевское училище».    

Для интегрированного урока литературы и живописи можно использовать следующие ЦОР:

- «Литература» (БЭНП 5-11 кл.);

- «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.);

- ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира»;

- МЭИ «Отечественная история, литература и искусство»;

- ЭСУН «История искусства. 10-11 классы»;

- «Философия»;

- «Отечественная история»;

- ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.;

- ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.;

- ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.;

- ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.;

- ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

 

В разделе «Редактор», имеющемся почти в каждом ЦОР, возможность соединения текста и изображения заложена как основа создания презентаций.

ЦОР дает возможность так называемой «полноценной» интеграции, то есть не только иллюстрирование произведения разными примерами из других искусств, но теоретическая база для взаимодействия и сопоставления.

Так, в ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира» в главном меню в разделе «Содержание» выбираем урок №10: «Россия первой половины ХХ века», часть «1920-е годы». На экране отображаются теоретические сведения о литературно-художественной жизни России тех лет. Текст снабжен гипрссылками на различные области культуры, такие как «Скульптура» (гипертекст с иллюстрациями); «Архитектура» (гипертекст с иллюстрациями); «Литература 1920-х гг.» (гиперссылка «Литература и власть»); «Живопись» (гиперссылки: 1. «Ассоциация художников революционной России» (гипертекст с иллюстрациями). 2. «Общество станковистов» (гипертекст с иллюстрациями). 3. «4 Искусства» (гипертекст с иллюстрациями). 4. «Общество московских художников» (гипертекст с иллюстрациями); «Киноискусство» (гипертекст с видеообъектами); «Музыка» (гипертекст с аудиообъектами).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Задание:

1. Найти в ЦОР, ИИСС и других информационных источниках материалы для интегрированного урока «Маяковский и музыка» или «Маяковский и театр».

2. Дополнить их ресурсами Интернет.

3. Составить план интегрированного урока по выбранной теме.

 

Учебные наглядные пособия, используемые на лекциях

 

·        Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)».

·        Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература».

·        Электронное учебное издание по курсу «Культурология».

·        Электронное средство учебного назначения «История искусства».

·        Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс».

·        Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)».

·        Энциклопедия «Кругосвет» (Единая коллекция ЦОР).

·        Материалы Единой коллекции ЦОР (персоналии писателей, понятия и термины теории литературы).

·         ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.

·         ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.

·         ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.

·         ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

·         ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.