З.Е. Серебрякова. Пейзаж с крышами. Марфино. 1910-е

С ранних лет было определено, что Зинаида Лансере станет художницей. Она происходила из семьи Лансере-Бенуа, давшей русскому искусству замечательных живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов. Дед по матери - Николай Леонтьевич Бенуа - был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов, его сын Александр Николаевич Бенуа, "дядя Шура", - знаменитым художником, основателем "Мира искусства", отец Евгений Александрович Лансере - известным скульптором. Будущая художница родилась в родовом имении Нескучное Курской губернии, с ним связаны долгие годы жизни и важные события: здесь состоялось ее знакомство с будущим супругом инженером Б.А. Серебряковым, здесь родились и росли ее дети. Любовь к русской усадебной культуре осталась в сердце З.Е. Серебряковой навсегда.

Работа "Пейзаж с крышами. Марфино" была написана в одной из известнейших подмосковных усадеб. Рисунок выполнен из окна мезонина или бельведера старинного особняка, перед зрителем открывается странный мир зазеркалья. Мы видим старинный усадебный дом, облик которого привычен и знаком, с неожиданного ракурса. Отличительные черты марфинского дворца почти не читаются, усадьба становится неузнаваемой. Автор создает обобщенный образ сотворенного человеком пространства, отчужденный и замкнутый. Глухие плоскости крыш, торчащие одинокие трубы усиливают ощущение угрюмости и неприветливости. Мир природы, который символизируют деревья и небеса, напротив, выглядит открытым и светлым. Подобный мотив увиденных сверху крыш и домов не раз встречается в творчестве Серебряковой. В 1924 году, уже во Франции, она пишет пейзаж "Версаль. Крыши города", где запечатлен не величавый дворец и знаменитый парк, а маленький город, увиденный из окна мансарды.

Пейзажи занимали особую страницу в ее творчестве, в них перед зрителем предстает прекрасный мир, понятный и близкий человеку. Пейзажам Серебряковой не свойственна внешняя эффектность, скорее поэтическая ясность восприятия. Она в отличие от многих пейзажистов рубежа веков не стремится к этюдной непосредственности, ее пейзажи всегда точно выстроены, в них ощутимы отзвуки модерна с его условной стилизацией. Возможно, поэтому большинство пейзажей, как и "Марфино" выполнены темперой, дающей условное интенсивное звучание красок.

Усадебная тема весьма часто встречалась на полотнах русских художников. Усадьбы изображали и с ампирной помпезностью как парадные резиденции-дворцы, любуясь величественной архитектурой. Затем стали ценить домашний уют усадебных интерьеров и романтическую тишину живописных парков. Картины начала 20 века, прежде всего, С. Жуковского, А. Средина, М. Якунчиковой пронизаны грустью о безвозвратном прошлом. У Серебряковой в отношении к усадьбам нет никакой ностальгирующей ноты, поскольку в ее судьбе усадебная жизнь - это не прошлое, а счастливое настоящее. Для нее усадьба - это, прежде всего, ее родной дом в Нескучном, все остальные усадьбы остаются чужими. Она не ищет в них парадного великолепия или мистической загадочности, она не тоскует об их трагической судьбе, скорее, она бесстрастно наблюдает.

Справочная информация

Марфино - в сорока километрах от Москвы по дороге в Дмитров расположена одна из самых поэтичных русских усадеб - Марфино, история которой охватывает более четырех столетий. Свое название усадьба получила в честь супруги одного из первых владельцев - князя Б.А. Голицына. В дальнейшем имение принадлежало представителям разных фамилий, с 1728 по 1805 год Марфино принадлежало Салтыковым, которые здесь все устроили по вкусам своего времени, когда в моде были классические формы и линии. Современный готический вид усадьба приобрела позже, в эпоху романтизма. Усадьба была перестроена архитектором Быковским по инициативе дочери графа В.Г. Орлова Софьи Паниной.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева