БЕЛОУСОВ Фёдор Васильевич. Биография

БЕЛОУСОВ Фёдор Васильевич родился в 1885 году, в семье мещанина. Ранние годы художника прошли в Саратове, типичном купеческом городе, поволжском центре хлебной и рыбной торговли. В последние десятилетия XIX века культурная жизнь Саратова заметно оживилась, и ее главным событием стало открытие в 1885 году первого в русской провинции общедоступного художественного музея. В 1897 году было создано Боголюбовское рисовальное училище, куда и поступил двенадцатилетний Федор Белоусов, занимаясь с 1897 по 1903 год у серьезных педагогов В. В. Коновалова и П.Н. Боева. Закончив обучение, он уехал в Петербург, и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, одновременно занимаясь в студии Осипа Браза. Но годы учебы на этом не закончились. Знания, полученные в рисовальной школе Петербурга, показались молодому художнику недостаточными, а потребность в получении нового художественного опыта была так велика, что Белоусов в 1904 году переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В течение десяти лет он учился в МУЖВЗ, выбрав уже в студенческие годы своей специальностью пейзаж, и он оставался верен этому жанру на протяжении всей своей жизни.

В родной город художник вернулся после окончания Первой мировой войны уже сформировавшимся мастером. С этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с Саратовом и Саратовским художественным училищем, куда его пригласили преподавать в 1920 году. Позже он становится одной из самых заметных фигур в художественной жизни города.

Формирование Белоусова–художника можно назвать достаточно последовательным. Рано определилось его «нетяготение» к авангардным исканиям. Член АХРР, Федор Белоусов всегда оставался представителем реалистического направления в искусстве. Сохранившиеся произведения художника позволяют говорить о нем, как об одном из талантливых саратовских пейзажистов, авторе типизированных образов, мастере жанровых композиций.

Самыми ранними из полотен мастера являются городские пейзажи 1924 года. В них родной город показан художником - то умытым дождем и слегка суетливым, то заснеженным и тихим, полным очарования и покоя. Эти картины, передающие неповторимый облик довоенного Саратова, названные критиками того времени, «правдивыми пейзажами» и «хорошими реальными работами», безусловно, относятся к лучших произведениям художника. Написанные в приглушенной гамме, высветленным колоритом, мягкими градациями цвета они обнаруживают близость к саратовской живописной традиции.

Обращение же к «чистому пейзажу» произошло у Белоусова несколькими годами позже, когда он написал удивительно тонкие, лирические работы ««Деревья на берегу реки», «Этюд деревьев», «Ветлы», «Щербаковка». Этими произведениями, отличающимися от всего, что было создано мастером в последующее время, Белоусов вошел в «художественную историю» города как характерный представитель «саратовской живописной школы», берущей свое начало от Борисова – Мусатова. При внешней простоте мотива, образ природы получился в картинах преображенный, эмоционально содержательный. Изящный рисунок, нежные красочные сочетания – все подчинено одной мелодии.

Но вскоре началась новая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой «чистым» пейзажам и тихой лирике не было места. В эти трудные для искусства годы Федор Белоусов не написал явно конъюнктурных, пафосных произведений, хотя некоторые работы, созданные в это время, можно назвать достаточно компромиссными. В его творчестве, конечно, произошли перемены, объясняемые новыми веяниями. Характерное для всей советской живописи той поры усиление сюжетного начала сказалось и на искусстве Белоусова. Он начал писать типизированные образы рабочих, крестьян, ударников производства, жанровые картины, посвященные сельскохозяйственным работам, колхозной жизни, коллективному труду, воспринимавшемуся достаточно оптимистично. Но, созданные им в это время образы, были далеки от нарочитой патетики, героями своих произведений он выбирал простых, обычных рабочих людей.

Выражая характерные тенденции этой поры, художник в своих картинах остался естественным и органичным, легко переходя от своих излюбленных чисто пейзажных мотивов изображения уголков природы к показу сельскохозяйственных работ и ударников завода.

В большинстве произведений, особенно в городских и волжских пейзажах, Федор Васильевич выступает художником большой живописной культуры, прекрасным колористом, мастером тончайших оттенков цвета. Его всегда отличали врожденный инстинкт меры, большая оглядка на натуру, живое, интимное чувство природы. В работах мастера мы не увидим загадочности, интриги: деревья, Волга, небо навсегда остались в числе излюбленных мотивов белоусовской живописи.

Обладая особым даром, обычный, простой мотив художник превращает в целостную, проникнутую полнотой мироощущения картину природы. Именно в этих работах, в полной мере проявились основные живописные принципы художника: естественный мотив, выверенная композиция, пленэрное ощущение цвета, тональное единство.

Прошедший долгий путь к самостоятельной творческой деятельности, начавший активно, интересно работать в начале 1920-х годов, Федор Васильевич Белоусов рано ушел из жизни – в 1939 году, в расцвете сил, таланта и больших творческих возможностей. Политическая конъюнктура не была властна над художником. А его подлинный талант, живописная культура и искренность явились залогом творческого долголетия мастера и при кардинальной смене эпох в искусстве.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева