БАРАНОВ-РОССИНЭ Владимир Давидович. Биография

БАРАНОВ-РОССИНЭ Владимир Давидович (1888 - 1944) - русский художник, представитель авангарда. Родился в местечке Таврической губернии. Его настоящее имя Баранов Шулим Вольф Лейб, псевдоним -Даниэль Россинэ.

С 1902-1903 Баранов - Россинэ учился в Одесском художественном училище, в 1903-1907 - в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. В 1907-1910 гг. вместе с М. Ларионовым, Натальей Гончаровой, Д. Бурлюком, Александрой Экстер и другими он участвовал в первых выставках русского авангарда: "Стефанос" (Москва, 1907-1908), "Звено" (Киев, 1908), "Венок-Стефанос" (Петербург, 1909), "Импрессионисты" (Петербург, Вильно, Берлин, 1909-1910). Его ранним пейзажам свойственна мягкая неоимпрессионистическая манера.

В 1909-1910 Баранов-Россинэ совершил большое путешествие по Европе и обосновался в Париже, где в 1910-1914 выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. Был связан с кругом поэта Г. Аполлинера, дружил с Робертом и Соней Делоне, принимал активное участие в художественной жизни французского авангарда. В 1914-1917 Баранов-Россинэ жил в Норвегии; в произведениях этого периода ("Всадники Апокалипсиса", "Адам и Ева" и другие) ощутимо влияние творчества Э. Мунка. В 1916 в Христиании (Осло) состоялась его персональная выставка. В эти годы он пробует себя в фовизме, кубизме и орфизме. В произведениях, созданных в Норвегии использован открытый мастером пластический мотив "ленты Мебиуса", идеально воплотившей волновавшие автора идеи "динамической живописи" и "тотальной" музыкальности, впитавшей черты орфизма и кубизма. В своей живописи художник сочетал кубистическое разложение форм на элементарные геометрические объёмы с футуристской динамикой композиции ("Материнство", 1913), в скульптуре одним из первых обратился к абстракционизму и кинетизму (движущаяся скульптура "Симфония № 2", 1913). Он также экспериментировал в области цветомузыки.

В 1917 г. после Февральской революции Баранов-Россинэ вернулся в Россию. Как и многие другие художники русского авангарда, он с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 г. в Петрограде состоялась персональная выставка Баранова-Россинэ, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев.

С 1918 г. Баранов-Россинэ принимал активное участие в художественной жизни страны и занимался педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919) преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920-21 гг. был профессором и деканом. В 1923-24 гг. Баранов-Россинэ, воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, сконструировал клавир "Оптофоник" (запатентован во Франции в 1926 г.), каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые цветомузыкальные концерты.

В 1925 г. с усилением нападок на левое искусство Баранов-Россинэ эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно выставлялся в Салоне независимых. В своем творчестве он продолжал экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам ("Весна", 1930), создавал полихромные абстрактные фигуры из разнородных материалов ("Политехническая скульптура", 1933) и т. д. В этот период Баранов-Россинэ сделал целый ряд технических изобретений. В частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней), "мультиперко" (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы; запатентован в 1934 г.), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован в 1939 г.).

В ноябре 1943 г. Баранов-Россинэ был схвачен и отправлен в один из нацистских концентрационных лагерей, где погиб в 1944 г.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева