Е.П. Чемесов. Портрет Екатерины II. 1762

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

В доминирующем как и в живописи жанре портрета ведущим был так называемый медальонный тип обрамления, включающий орнаментальную рамку, шрифтовую надпись, а также геральдические символы, картуши и другие аксессуары, сообщающие портретному изображению особую торжественность и пышность.

Государственная ориентированность на Запад приводит к европеизации резцовой гравюры, Этот процесс ускоряется благодаря приезду в Россию ряда иностранных граверов.

Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшим в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Георг Фридрих Шмидт (1712 - 1775). По утверждению признанного знатока, собирателя и каталогизатора русской гравюры Д.А. Ровинского (1824-1895) "блестящий резец" Г.-Ф. Шмидта усвоили несколько русских граверов, его учеников по Академии художеств.

Самым талантливым русским учеником Шмидта стал выдающийся гравер Евграф Петрович Чемесов (1737-1765), названный его учителем "подлинным гением в гравюре". Переняв шмидтовскую манеру тонкой и деликатной резцовой штриховки, придающей листу изысканное серебристое свечение, Чемесов создал ряд камерных портретов, отличающихся артистизмом, нередко превосходящих по художественным качествам исходный живописный оригинал. Среди них - портреты Петра I, И.И. Шувалова, А.С. Строганова, императрицы Елизаветы Петровны, Павла I, Г.Г. Орлова, И.Г. Орлова, Ф.Г. Волкова.

К безусловным удачам мастера следует отнести "Портрет Екатерины II", созданный им в 1762 году. Он был награвирован с живописного оригинала итальянского по происхождению мастера, работавшего в России, Пьетро Антонио Ротари, датируемого 1758 годом (хранится в Государственном Эрмитаже).

На портрете Екатерина II представлена в открытой спереди парчовой кофте, отороченной соболем, волосы зачесаны кверху и заплетены в мелкие косы, вверху султанчик, на шее под самым подбородком кружевная горжетка с бантом из ленты позади, на груди Андреевская звезда. По свидетельству современников, этот портрет Екатерины II был "гораздо удачлив". В нем Чемесов применил мелкие, тонкие штрихи, которые превосходно моделируют лицо, очерченное живой, непрерывающейся линией. Такой прием применен мастером лишь в этом портрете.

Стихи, награвированные под изображением, сочинены одной из блистательно образованных женщин того времени Екатериной Романовной Дашковой (1743-1810) и помещены в заголовок письма, написанного ею Екатерине II:

"Природа в свет Тебя стараясь произвесть,
Дары свои на Тя одну все истощила,
Что бы на верх Тебя величества возвесть,
И награждая всех, она нас наградила"

Чемесов для вариантов этой гравюры вырезал еще 4 дощечки с другими посвятительными подписями, выполненными на латинском и греческом языках. Для них были использованы стихи М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

Справочная информация

Чемесов Евграф Петрович (1737-1765) - родился в Нижегородской губернии в мелкопоместной дворянской семье. В шестнадцать лет был определен в гвардейский Семеновский полк в Петербурге. Начинал как художник-самоучка.

В 1759 по рекомендации графа И.И. Шувалова (1727-1797) зачислен в Академию художеств в класс гравера Г.-Ф. Шмидта. В 1762 за портрет императрицы Елизаветы Петровны удостоен звания академика. В 1762 окончил профильный портрет Екатерины II c оригинала П. Ротари. В том же году, после отъезда из России Г.-Ф. Шмидта, Чемесову было поручено обучение учеников Академии гравированию. Из-за разногласий, лишившись покровительства И.И. Шувалова, в 1765 уволился из Академии художеств. Умер от горловой чахотки.

Екатерина II Алексеевна (1729-1796) - российская императрица. Урожденная принцесса София Фредерика Августа Доротея, дочь Христиана Августа Ангальт-Цербстского и Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской. С 1744 - в России, с 1745 - жена наследника престола великого князя Петра Федоровича, с 1762 - императора Петра III. Взошла на престол 28 июня 1762 года в результате дворцового переворота.

Орден Святого Андрея Первозванного - первый русский орден, учрежденный Петром I в 1698 г. Орден не имел степеней и был единственным в России, имевшим орденскую цепь, надевавшуюся по торжественным случаям. Знак ордена - наложенный на двуглавого российского орла косой Андреевский крест с изображением распятого на нем апостола, носился у левого бедра на голубой муаровой ленте, надеваемой через правое плечо. Восьмилучевая звезда с девизом "За веру и верность" прикреплялась на грудь с левой стороны. Орденские звезды первоначально были шитые из блесток и металлических нитей, в XVIII веке существовали наряду с металлическими. К нему иногда давались бриллианты как более высокая награда. Орден имел ограниченное количество русских кавалеров - 24 и неограниченное число - иностранцев. В XIX веке получение ордена стало почти исключительно привилегией царской семьи: великие князья награждались им при рождении, а князья императорской крови - в день достижения ими совершеннолетия.

Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - известный юрист и государственный деятель, археограф, историк искусства, коллекционер, член-корреспондент (1881), почетный член Петербургской Академии наук(1883), почетный член Академии художеств (1870).

С молодости увлекся собиранием и изучением европейской и русской гравюры и русского лубка. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, до сих пор не утратившие научного значения: "Русские народные картинки" (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-93), "Подробный словарь русских гравированных портретов" (т. 1-4. 1886-89), "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в." (т. 1-2. 1895), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках" (один том текста и атлас в 3-х томах. 1890). Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Отдельные его исследования посвящены творчеству Е. П. Чемесова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана. Свою коллекцию Ровинский завещал Эрмитажу, Академии художеств, Румянцевскому музею и Публичной библиотеке.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

Офорт (франц. eau-forte - "крепкая водка", азотная кислота) - название самой распространенной техники углубленной гравюры на металле, в которой подготовительный рисунок наносится процарапыванием на загрунтованную доску из меди латуни, цинка или стали, а углубление рисунка достигается путем травления доски кислотой. Временем травления обуславливается глубина и "сочность" штрихов при печати на бумаге. Техника офорта появилась на рубеже XV - XVI в.в., но своего расцвета достигла в XVII в. В отличие от штриховой гравюры на металле без травления (резец, сухая игла) позволяет более свободно компоновать линии будущей композиции. Тираж может достигать от нескольких сотен до 1 000 качественных оттисков. В более широком значении офортом называют все его разновидности, основанные на травлении (акватинту, лавис, мягкий лак, резерваж).

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Геральдика (от нем. Heraldik - heer-ait - ветеран) - искусство и наука (гербоведение) составления, изготовления описания и толкования гербов.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева