Этьен Морис Фальконе . Биография

Этьен Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet; 1716, Париж - 1791, там же).

Французский скульптор. Его отец был простым столяром. В детстве он не получил почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева, у которого занимался изготовлением болванок для париков. Самоучкою начал заниматься лепкою и рисованием и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Жан Батист Лемуан взял его к себе в ученики. Вместе с тем, Фальконе старался пополнить свое образование изучением классических языков, истории и литературы. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал.

Первая крупная самостоятельная работа Фальконе - "Милон Кротонский", выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но сделала имя Фальконе популярным во Франции. Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Громкий успех скульптору принесло участие в Салоне 1757 года, где были представлены две его статуи - "Купальщица" и "Грозящий Амур", исполненный для парижского особняка мадам Помпадур.

У Фальконе Амур - шаловливый ребенок, грозящий или предостерегающий, готовится выпустить очередную стрелу. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовский взгляд, палец, приложенный к губам, - все это словно подмечено в жизни. Этой статуе, ставшей необычайно популярной в XVIII столетии, Вольтер посвятил строки:

"Кто бы ты ни был, вот твой господин, Он есть, он был и будет им". Другой современник отмечал - "Чаще всего попадаешь на фальконетова мальчишку, - где его не встретишь".

В 1757 году Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики, явившихся воплощением стиля рококо в скульптуре. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли "периодом Фальконе в мануфактуре". В художественных кругах предреволюционной Франции шли споры о новых путях развития искусства. Отстаивая свою точку зрения на задачи искусства, Фальконе возражал против слепого подражания античности. "Природу живую, страстную - вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне", - говорил он. Общность взглядов связывала Фальконе тесной дружбой с известным французским философом Дени Дидро, который в одном из своих писем дал такую характеристику скульптору: "Вот человек одарённый, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностью. У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток; он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьёзен и шутлив; он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему".

Именно Д. Дидро и Вольтер, состоящие в регулярной переписке с Екатериной II, а также князь Д.А. Голицын, русский посланник в Париже, рекомендовали русской императрице пригласить Э.-М. Фальконе в Санкт-Петербург для создания памятника Петру I.

Двенадцать лет посвятил скульптор этому монументу, который вошел в число великих произведений мирового искусства. В работе над знаменитым памятником принимала участие ученица скульптора Мари Анн Коло, которая к тому времени сама была уже незаурядным мастером. Именно ей была исполнена голова Петра I, совершенно точно отвечавшая образу, задуманному Фальконе.

Однако, из-за частых конфликтов с президентом Академии художеств И.И.Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника, уехал в 1778 году в Амстердам, а затем на родину. Он умер в 1791 году.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева