Урок 5. Области

План урока

Работа с бумажным учебником (20–25 мин)

1. Знакомство с листом определений «Области».
2. Решение задач 18–21.

Решение необязательных задач бумажного учебника

3. Решение задач 22–25.

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)

4. Решение задач 11–14.

Знакомство с листом определений «Области»

На этом листе определений впервые вводится новое понятие курса. Как вы скоро заметите, наши листы определений будут содержать важную информацию разного рода. В курсе 1 класса все листы определений знакомят ребят либо с новым понятием (или свойством), либо с новым инструментальным действием (операцией). И то и другое необходимо в рамках явных договоренностей, чтобы дети могли понимать условия задач и успешно их выполнять. Понятия необходимы, чтобы дети понимали, что требуется сделать по содержанию; инструментальные действия – чтобы дети понимали, какие конкретные действия они должны предпринять при решении задачи.

В комментарии к листу определений «Правило раскрашивания» мы с вами, пытаясь сформулировать наше правило раскрашивания, ввели понятие области. Область – часть картинки, такая, что две ее любые точки можно соединить линией (не обязательно прямой) не пересекающей границ. Но, пожалуй, такая формулировка понятия области для ваших детей оказалась бы слишком сложной. Поэтому мы подошли к этому понятию с другой стороны: показали на примерах, как надо раскрашивать любую картинку; теперь, показывая ребенку правильно раскрашенную картинку, мы говорим: то, что на нашей картинке раскрашено одним цветом – это одна область. Этот подход может быть весьма эффективным при объяснении довольно сложных понятий. Он же является основным при освоении ребенком реального мира и языка. Например, ребенок учится отличать кошек от собак не по сформулированным зоологическим признакам, а по примерам тех и других.

Стоит отметить, что на этом уроке материал для детей является впервые действительно новым. В самом деле, предыдущие два листа определений были очень важными в рамках явного введения правил игры. Однако, почти все, что там обсуждается, дети по сути уже знали и умели раньше. Конечно, детям к 1 классу хорошо известны цвета. Конечно, дети много раз работали с картинками для раскрашивания и пользовались похожими правилами раскрашивания – не выходить за границы, раскрашивать одну деталь рисунка одним цветом и т. д. Тем не менее, понятие область для детей будет содержательно новым. Действительно, раскрашивая картинки, дети в детском саду выделяют не области, а детали рисунка, например, «Цветок раскрасим красным, лист – зеленым, зонтик – желтым». Детали рисунка не всегда совпадают с областями: и цветок, и лист, и зонтик могут состоять из нескольких областей. Иногда бывает наоборот – несколько деталей рисунка образуют одну область, поскольку граница между ними где-то прерывается. Так было в бумажной задаче 15 (про ежей) на предыдущем уроке. Поэтому на первых нескольких уроках по теме «Области» вам придется столкнуться с тем, что там, где области картинки совпадают со смысловыми деталями, дети выделяют их хорошо, в других случаях ребята допускают ошибки.

Решение задач 18–21

Задача 18. В этой задаче области выделяются легко. Их ровно две и они совпадают с деталями рисунка.

Задача 19. Здесь областей уже больше, но они по-прежнему хорошо видны. При правильном выполнении задания неракрашенными должны остаться 6 областей.

Задача 20. Здесь учащиеся впервые сталкиваются с различием между понятием «область», вводимым в курсе, и элементами рисунка, которые до этого дети выделяли в основном по смыслу. Например, юбка платья воспринимается учащимися как единый элемент рисунка, поэтому им трудно заметить, что она состоит из двух областей. По этой причине для кого-то поиск областей в этой картинке может оказаться сложным. Если в такой ситуации окажется сильный ребенок, можно посоветовать ему еще раз вернуться к листу определений. Если ученик слабый, то можно попросить его пропустить эту задачу и вернуться к ней после решения всех задач компьютерного учебника. В этой картинке 7 областей и все они в результате выполнения задания оказываются раскрашенными.

Задача 21. Задача на повторение листов определений «Правило раскрашивания» и «Цвет». Здесь в условии уже нет напоминания о том, что «какие хочешь» цвета можно выбирать только из числа разрешенных. Если кто-то из ребят это забудет, попросите его вернуться к листу определений «Цвет».

Решение необязательных задач бумажного учебника

Задача 22. Задача на повторение листов определений «Правило раскрашивания» и «Цвет». Напомним, что в задании «раскрась картинку» белые области оставлять теперь нельзя, поскольку белый цвет не входит в число наших рабочих цветов. Особенно это касается области фона, которую некоторые дети часто забывают раскрасить. Эта задача помечена значком компьютера, она аналогична задаче 14 компьютерного учебника.

Задачи 23–24 в точности совпадают с задачами 11 и 12 компьютерного учебника, которые в свою очередь их методически поддерживают, то есть облегчают их решение на бумаге. Если кто-то затрудняется в решении этих задач на бумаге, посоветуйте ему вернутся к задачам в компьютерном виде.

Задача 25 очень похожа на электронную задачу 13, в которой области выделяются аналогичным образом, поэтому проблем с ее решением тоже быть не должно.

Поскольку все необязательные задачи в этом уроке поддержаны компьютерным учебником, любые из них можно предлагать в качестве домашней работы.

Решение задач компьютерного урока 11–14

Ясно, что решение задач на поиск областей картинки на бумаге и в компьютерном виде включают совершенно разный объем интеллектуального труда ребенка. В компьютерном виде инструмент «заливка» сам автоматически выделяет область, заливая всю ее выбранным цветом. Ребенку выделять области при этом не обязательно, достаточно правильно выбрать инструмент, цвет и попасть мишенью заливки в ту область, которая еще не раскрашена. В чем же тогда смысл решения таких задач? Это как раз тот случай, когда компьютер «учит» ребенка, в ходе их совместной деятельности – учит различать и видеть области там, где раньше ребенок видел лишь детали рисунка. Выделить области во всех этих картинках самому ребенку все равно придется, решая аналогичные задачи на бумаге. Если он решал задачи компьютерного учебника совсем бездумно и в ходе этого ничему новому не научился, возможно придется еще раз вернуться за компьютер для повторного решения компьютерных задач.

На этом уроке, как и на предыдущем, попросите детей самостоятельно войти на сайт – написать свою фамилию в поле «ЛОГИН» и нажать на кнопку «ВОЙТИ» (напоминаем, что пароля пока у детей не будет – он будет пустой). Помогите тем детям, которые сами не справятся.

Задача 11. Здесь выделить области самим (на бумаге) некоторым ребятам окажется сложно. Эта картинка представляет собой ловушку для тех детей, которые продолжают выделять детали рисунка, а не области, как мы договорились на листе определений. Такие дети самостоятельно увидят всего 2 области – звезду и фон. Но, начав раскрашивать картинку инструментом «заливка» ребята сразу увидят и все области, ведь, область – то, что раскрашивается за один щелчок. Оказывается, что в этой картинке ровно 9 областей и все они становятся раскрашенными в результате выполнения задания.

Задача 12. Эта картинка еще интересней. В ней нужно раскрасить только 8 областей, хотя областей в картинке больше. Отдельный вопрос может возникнуть у детей про нос и глаза: «Считается ли областью такое небольшое белое пятнышко?». Ответ понятен – конечно, считается. Другое дело, что попасть мишенью заливки в такую небольшую область и раскрасить ее будет не так просто. Но в данной задаче это и не обязательно – для решения задачи в картинке достаточно раскрасить большие области.

Задача 13. По сравнению с задачами 11 и 12, картинка в этой задаче не кажется слишком сложной, но здесь ребятам впервые приходится в качестве области выделять фон – область картинки, которая простирается до границ рамки. Для многих детей на бумаге выделение области фона представляет собой проблему, слишком уж часто эта область получается причудливой. «Заливка» поможет всем увидеть область фона. В этой картинке ровно 4 области и все они оказываются раскрашенными в результате решения задачи.

Задача 14. Необязательная. Как обычно в таких случаях, предложите решать эту задачу ребятам по желанию. Действительно, картинка содержит много мелких областей, попасть в которые мишенью заливки совсем не просто. Отметим, что в отличие от похожих задач бумажного учебника, данная задача не проверяет качество усвоения листов определений «Правило раскрашивания» и «Цвет», ведь все договоренности раскрашивания и цветовой палитры выполняются в компьютерной задаче автоматически. Данная задача учит более тонко и профессионально работать с заливкой, но интеллектуально является больше развлекательной. Ее стоит предлагать ребятам, которым нравится раскрашивать, нравится работать на компьютере или просто для отдыха и разрядки. Если же вы хотите действительно проверить качество усвоения соответствующих листов определений, стоит предложить бумажную задачу 22.