Открытый урок – игра «Бионика и экология»

 

Цель урока.

Познакомить учащихся с многообразием живых организмов, раскрыть экологические проблемы окружающей среды.

Задачи.

Образовательные: ознакомить учащихся с методами исследования окружающей среды; сформировать познавательные интересы.

Развивающие: развитие навыков работы с учебниками, научно – популярной литературой, практических умений на живую природу.

Воспитательные: развитие способностей, умений и навыков общения – взаимосогласованных действий во время игры.

 

Оборудование.

 Магнитофон, записи «Звуки и голоса рыб», диафильм  «Жизнь рыб», выставка книг о морских животных, книги Д. Дефо «Робинзон Крузо», Ж.Верна «Двадцать тысяч  лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», записи  музыки из к/ф   «Человек – амфибия».

 

Действующие лица: знаменитые путешественники  - Робинзон Крузо, капитан Немо, Дик Сэнд; пираты; животные: Сова, птица Секретарь, Мартышка; жители океана: Нептун, Морской чёрт, водяной, Медуза, Русалки, биологи, корреспонденты.

 

Урок проводится по учебнику Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Москва, Дрофа, 2002 г.

 

План урока:

 

1.                 Диалог литературных героев.

2.                 Морские биологи об экологии вод Мирового океана.

3.                 Исследование влияния хлора на обитателей аквариума.

4.                 Исследование  влияния нефти на перья птиц.

5.                 Выход Нептуна со свитой.

6.                 Сценка о пропаже  у Медузы  уха.

7.                 Выступление корреспондентов.

8.                 Подводная охота « Бей ответом прямо в цель».

9.                 Клёв на уду!

10.            Рассказы Кита Великановича (конкурс рассказов, сочинений, альбомов, поисково–исследовательских работ).

11.            Радиоперекличка морей, озёр, океанов.

 

Ход  урока:

 

Ведущий. В век географических открытий успешно развивалось кораблестроение и мореплавание. Воды океанов и морей бороздили самые современные  для того времени каравеллы. Но и пиратство получало всё большее распространение. Отчаянные и  рискованные люди захватывали корабли, груженные золотом, мехами, драгоценностями. Для одних пиратство было родом занятий, другие стремились заслужить прощение, ибо были объявлены вне закона. Прислушаемся к разговору литературных героев.

На сцене появляются участники урока – игры в стилизованных самодельных костюмах. Они выходят из-за обложек книг и начинают разговор о своих проблемах и заботах, объединённых одной темой: люди и море.

Билл  Аткинс. Капитан Негоро, что выделаете с часами?

Негоро. Кто это говорит? (выхватывает пистолет). Отвечайте, если вам дорога жизнь.

Аткинс. Это я, Билл Аткинс, бывалый джентльмен удачи из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Что вы затеяли, сеньор?

Негоро. Сегодня знаменитые путешественники собираются здесь. Но я решил положить конец этому безобразию.

Аткинс. Мой кинжал и мушкет к вашим услугам. Но при одном условии: в первую очередь прикончить Робинзона Крузо. Давно нужно провести полный расчёт. У меня с ним старые счёты по роману Д.Дефо.

Негоро. Успокойся, Билл. Знаменитые капитаны со своими зверями все разом пойдут ко дну. Именно сегодня я ручаюсь за успех. Давно пора положить конец славе знаменитых капитанов. Ведь они, эти мореплаватели, странствуют из века в век, из библиотеки в библиотеку, из урока в урок, оставаясь героями и присваивая себе успех романов.

Аткинс. Да, я знаю, что они должны присутствовать на уроке. Но если за дело взялась миледи из романа А.Дюма « Три мушкетёра», то, считать, дело у них сорвано. Ведь знаменитые капитаны и мушкетёры – друзья.

Негоро. Вот она!

Кэтти. Джентльмены. Моя госпожа не может покинуть страницы романа. За ней гонятся мушкетёры: Атос, Портос, Арамис и сам Д , Артаньян.

Негоро. Что делать с  часами?

Кэтти. Госпожа приказала -  пусть часы бьют двенадцать. Капитаны и их звери соберутся в кают–компании в этот  вечер, ничего не подозревая.

Аткинс. Прекрасно. Мы их захватим врасплох, наконец, поднимем свой черный флаг.

Кэтти. Нет. Сейчас у нас мало сил, чтобы справиться  с ними. За них болеет целый класс.

Ведущий. Негоро отпускает маятник, часы бьют полдень. С последними ударами часов из-за обложек книг появляются литературные герои и звери.

Робинзон Крузо. Начнём перекличку. Я, капитан Робинзон Крузо, из романа Д.Дефо прибыл с необитаемого острова.

Дик Сэнд. Я, пятнадцатилетний капитан, из романа Ж.Верн, имею честь присутствовать  в кают – компании.

Капитан Немо. Человек и окружающая среда  - одна из самых острых проблем нашего века. Увеличение загрязнений, давно уже затронувших сушу, в настоящее время всё больше ощущает и Мировой океан. С газетных полос всё чаще взывают к нам заголовки «Океан в опасности».

Дик Сэнд. Норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал в докладе на международной конференции по вопросам окружающей среды отмечал: « Для нас было настоящим удивлением, когда мы, дрейфуя  на «Ра», увидели, до какой степени загрязнен Атлантический океан. Мы обгоняли пластиковые сосуды, пустые бутылки, консервные банки. Особенно бросался в глаза мазут. Дрейф длился 57 дней, из них 43 дня мы вылавливали сетью комки мазута».

Морской биолог. Загрязнение морей и морских берегов нефтепродуктами действительно стало всемирным бедствием. Провели эксперимент. Цель: исследовать влияние нефти и нефтепродуктов на перья птиц. Ватным тампоном нанесли нефть на перья птиц. Вес перьев увеличился, цвет изменился, бензином и спиртом удалить нефть с перьев полностью не удалось. Нефтяная плёнка затрудняет испарение, препятствует проникновению солнечных лучей. Нефть губит рыб, морских птиц, млекопитающих. Ещё большую опасность представляют коварные невидимки – радиоактивные изотопы, попадающие из атмосферы. Источник загрязнения Мирового океана может быть, с первого взгляда, совершенно неожиданным, например, автотранспорт. Тетраэтилсвинец, добавляемый в бензин, поступает с выхлопными газами в атмосферу, затем попадает с осадками в океан. В настоящее время содержание свинца в океанических водах северного полушария в 5-6 раз выше нормы.

Ведущий. В разговор вступает другой биолог.

Исследователь  - биолог. Я вёл наблюдение за рыбками. Цель исследования: влияние хлора на обитателей аквариума. Вода заливалась в аквариум в первом случае прямо из–под крана; во  втором – из колодца; в третьем – из природного водоёма. Во всех  случаях рыбки в аквариуме погибли. Почему? Водопроводная вода насыщена хлором, вода из колодца имеет повышенную жесткость; вода из природного водоёма может содержать возбудителей инфекционных заболеваний. В контрольном варианте (вода отстаивалась двое суток) аквариумные рыбки живы.  При замене воды в неё был добавлен перманганат калия. Вывод: на рост и воспроизводство рыб в аквариуме влияют наличие в воде хлора, кислотность и жёсткость воды, температура и освещенность.

Капитан Немо. Список веществ, загрязняющих океан, растёт. Это происходит оттого, что человек вторгается в среду, законы которой он не всегда знает и часто  не считает нужным уважать; нарушается биологическое равновесие, и, как следствие грубого, бездумного вмешательства в легкоранимый мир, всё живое оказывается под угрозой гибели.

Ведущий. Внимание! Внимание! Мы во дворце повелителя морей и океанов Нептуна. Выходит Нептун со свитой – Водяным, морским чёртом, русалками. Звучит музыка из к/ф «Человек – амфибия».

Нептун. Я должен сообщить о чрезвычайном происшествии: у Медузы украли ухо!

Русалки. Какой ужас! Надо сообщить куда следует!

Нептун. Это не обычная кража, а вопиющее нарушение патентного права.

Водяной. А что это такое?

Русалки. Патентное право – закон, который охраняет права изобретателей и защищает их приоритет.

Морской чёрт. Это кто же изобретатель – уж не Медуза ли? Кусок студня, а туда же…

Нептун. Вы спрашиваете, кто изобретатель? Величайший творец всего и вся – Природа.

Русалки. Дорогая Медуза, расскажите поподробнее об этом преступлении.

Медуза. Жизнь свою провела я скромно, обхожусь малым – зонтик и бахрома. Простая я, прозрачная. Но есть у меня нечто такое, что от прапрапрапрапрабабушки досталось, - это ухо, сосудик круглый под зонтиком моим, на стебельке висит, а в сосуде камешки. Разглядели?

Водяной. Что-то на ухо не похоже.

Медуза. (обиженно) Как же не ухо? Ведь я им слышу. Если буря где поднимается, я голос её задолго слышу, часов за пятнадцать до того, как сама она объявится. Сосуд звучать начинает, гудеть, камешки колышутся и на нервные клетки давят. И я подальше от берега отплываю, чтоб водой меня о камни не разбило. А человек голоса бури не слышит, узнает о ней по барометру, часа за два. Узнать-то узнает, а  приготовиться к встрече не успевает. Вот и подглядел он, какое у меня ухо, и сделал похожее. Нехорошо это, не по чести.

Человек. Уважаемый владыка морей, вы правы. Величайший изобретатель – Природа. Но я не крал уха уважаемых  Медузы и Тюленя. Я обдуманно, преднамеренно, с заранее поставленной целью  в больших масштабах сравниваю живые организмы со своими приборами. Сравнение оказалось не в пользу машин. Убедившись в своём отставании, я создал бионику.

Русалки. А что это такое?

Человек. Бионика – особая наука. Её девиз: живые организмы – ключ к новой технике. Пятьдесят лет назад я сделал гидрофон.

Медуза. А что это такое?

Корреспондент газеты «Тайны морей». Гидрофон – это подводный микрофон, или, говоря образно, искусственное подводное ухо <Рисунок 1>. Именно с помощью гидрофона человек убедился в том, что обитатели подводного мира вовсе не немые. Но когда  искусственное подводное ухо  было установлено под днищем корабля, то во время его хода шум водяных струй заглушал все другие звуки. И тогда человек спросил себя: почему же шум водяных струй не мешает слышать Тюленю, когда он держится под водой? Подробно изучив устройство уха, он обнаружил специальный ушной обтекатель.

Морской чёрт. Уважаемый Нептун, почему вы позволили человеку скопировать конструкцию обтекателя? У кого, наконец, украли ухо – у медузы или у Тюленя?

Русалки. Человек бесцеремонно присвоил немало изобретений  Природы…

Нептун. Многоуважаемые обитатели Мирового океана! Человек успел использовать лишь ничтожную долю наших технических секретов. Необходимо объединиться и создать организацию, которая защитит приоритет нашей великой матери – Природы, ведь мы её полномочные представители, не так ли? (Животные шумят: «Конечно, так!»).Я уже продумал: мы назовём эту организацию Комитетом охраны авторских прав Природы, сокращенно – КОАПП. Главная задача КОАППа – оформить патенты и авторские свидетельства на замечательные устройства, которыми наградила нас природа. На пост председателя предлагаю Кашалота.

Водяной. Мудрое решение. Ведь у того, кто занимает этот пост, должно быть большое сердце. А кашалот обладает сердцем весом в тону!

Русалки. Но не менее важное качество руководителя – высокий лоб. А где вы ещё видели такой прекрасный лоб высотой более трёх метров.

Морской чёрт. Под этим лбом скрыт великолепный мозг весом в пятьсот граммов.

Нептун. Слушайте все! Членами КОАППа назначаются: Сова, Гепард, Рак и Стрекоза.

Специальными корреспондентами: на суше – Мартышка, в морях и океанах – Рыба-удильщик. Они будут держать нас в курсе всех событий на планете. Подводный мир таинственный и полный загадок. Дерзай, человек! (Нептун со своей свитой уходит).

Ведущий. Слово предоставляется корреспондентам.

Корреспондент журнала « Юный натуралист». Уважаемые гости , прошу вас прослушать звуки и голоса рыб. С изобретением гидрофона ученые обнаружили не только то, что «мир безмолвный» полон звуков, но и способность одних рыб реагировать на звуки других. Эта способность используется в рыболовстве для управления поведением промысловых рыб. Так, излучая в воду записанные звуки, которые издают рыбы во время кормления или икрометания, можно подзывать рыб к месту лова. <Рисунок 2>.

Синоптик. Многое обещает проводимое биониками изучение «барометрических устройств», которыми обладают некоторые рыбы. Большой восприимчивостью  к изменениям барометрического давления отличается вьюн. Перед  ненастьем рыба поднимается к поверхности воды. Она предугадывает изменения погоды за сутки.

Робинзон Крузо. Но вернёмся к нашей основной теме, которая волнует нас, знаменитых капитанов и путешественников. Что может позаимствовать бионика для технико-экономического совершенства кораблей в «патентом бюро» обитателей гидросферы Земли?

Корреспондент журнала «Наука и техника». В Атлантическом океане водится рыба тунец. Тунец – трёхметровый гигант массой 300-400 кг, развивает скорость до 90 км/ час. Исследуя строение кожного покрова, ученые установили, что рыба достигает снижения сопротивления турбулентного трения при помощи слизистого вещества, выделяющегося из расположенных на поверхности слизистых клеток. Кораблестроители надеются уменьшить турбулентное трение, выдавливая за борт будущих подводных кораблей синтетическую слизь тунцов. За 400 млн. лет  жизни в воде, рыбы накопили значительно больше «секретов», чем дельфины и другие морские млекопитающие.

Ведущий. Проводится подводная охота « Бей ответом прямо в цель!» (Викторина).

По старинному обычаю, идущему на охоту сулят: «Ни пуха, ни пера!». Рыболову, наоборот, желают удачи: «Клёв на уду!» Какая рыба из семейства окуневых имеет название древнего холодного оружия? Какая рыба из отряда акулообразных заменила инструмент для ковки металла? Назовите рыбу  и  инструмент  кузнеца. Переставьте букву в названии столицы республики, получите морскую рыбу из отряда тресковых. Определите стороны горизонта, на которые показывает стрелка компаса. Вычеркните у первого слова четвертую букву и составьте название промысловой рыбы семейства осетровых. Аквариумная рыбка и оптический прибор для наблюдения  небесных светил имеют одинаковое название. Как называется рыба? Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы?

Рыболов. Зимние «посиделки». Зимой, в крепкие морозы, многие рыбы спят. Карась и линь ещё с осени зарылись в ил на дне. Сазан и лещ залегли на зиму в глубокие ямы. Крупный язь ловится на горох, на кузнечика.

Советы бывалого рыболова. В летнюю засуху, когда уровень воды в реках и озёрах понижается, рыба забирается в глубокие ямы. Но еды тут мало, и, найдя стоянку, можно хорошо половить, особенно с прикормом. Короткие дожди и грозы освежают воду и пробуждают сильный аппетит у рыбы. В жару рыба ищет прохладные места.

 

Далее Кит Великанович проводит конкурс сочинений, стихов, рассказов, альбомов.

Радиоперекличка озер, морей, океанов.

 

Ихтиолог с озера Байкал задает вопросы. Является ли Байкал зарождающимся океаном? Каков возраст Байкала? Сколько видов рыб живёт в Байкале? Сколько омуля в Байкале? Какие самые плодовитые рыбы в Байкале? Чем уникальна голомянка? Какие рыбы завезены в Байкал? Можно ли байкальские организмы переселять в другие водоёмы?

Эколог. Внимание! Пресс-факт. Организмы Байкала характеризуются глубоким эндемизмом. В открытой части озера фауна на 60 % эндемична. Несколько лет назад на восточном побережье Байкала зарегистрирован факт массовой гибели взрослых особей нерпы. Предположительно погибло 1500 голов. Считают, что причина гибели – деятельность двух химических комбинатов – Байкальского и Селенгинского, которые работают на полную мощность. Не станет ли Байкал жертвой неразумной хозяйственной деятельности человека?

Биолог. С целью акклиматизации  в Братском водохранилище вселилось 10 видов рыб:  осётр, стерлядь, омуль, пелядь, сиг байкальский, сиг баунтовский, сиг лудога, сазан, карась и лещ, форель. Из них хорошо прижились омуль, лещ и пелядь. Они распространились и постоянно встречаются в промысловых уловах.

В конце урока жюри подводит итоги участия ребят в различных видах учебной деятельности. Приложение №1.

 

Литература.

 

1. Бионика. И.Б. Литинецкий. Москва. 1976 г.