А.А.Сапожников. Портрет З.Н.Аничковой-Сапожниковой. 1927

Творчество Алексея Алексеевича Сапожникова (1888 - 1954) является одной из ярких страниц саратовского искусства 1920-1930-х годов. Уроженец Пензы, с блеском окончивший Пензенское художественное училище, без экзаменов зачисленный в Петербургскую Академию художеств и в числе немногих лучших студентов попавший в мастерскую Д.Н.Кардовского, он после долгих лет учебы и военной службы в 1917 году поселился в Саратове. Именно здесь начинается его творческая биография, в полную силу проявляется многогранный талант. Великолепный рисовальщик, владевший разными графическими техниками, глубокий психолог в портретном жанре, замечательный пейзажист, наделенный тонким колористическим дарованием, Сапожников активно работает и как художник, и как педагог и вскоре становится заметной фигурой местного художественного сообщества, одним из мастеров, определявших пути развития искусства города.

В бурные послереволюционные годы, когда радикальное экспериментаторство в сфере культуры зачастую ассоциировалось с общественной революционностью и поначалу поощрялось новой властью, а традиционные формы творчества отвергались как пережитки реакционной буржуазной идеологии, Сапожников сохранял приверженность классическим канонам отечественной и европейской живописи, достигая выразительности языка своего искусства на путях вполне умеренных. По некоторым свидетельствам, он был увлечен стилистикой ведущих представителей "Союза русских художников", а, судя по его работам этого периода, прекрасно владел всем арсеналом творческих методов импрессионизма.

За время пребывания в Саратове художник создал ряд графических и живописных портретов. К их числу лучших из них, отличающихся выверенной точностью рисунка и глубиной психологического постижения характеров, относится портрет З.Н.Аничковой-Сапожниковой (1927), принадлежащий собранию Радищевского музея.

Зинаида Николаевна Аничкова - жена Алексея Алексеевича Сапожникова, художница. После окончания Боголюбовского рисовального училища в Саратове, она занималась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где ее педагогами были известные живописцы С.В.Малютин и А.Е.Архипов. Впоследствии, вернувшись в Саратов, работала в мастерской "независимых" художников, где, вероятно, и познакомилась с будущим мужем. После замужества и появления двоих детей Зинаида Николаевна полностью посвятила себя семейным заботам.

Созданию ее живописного портрета предшествовало множество графических набросков и этюдов. Очевидно, что жена была одной из любимых моделей Сапожникова, знакомой до мельчайших черточек внешнего облика и особенностей характера. На портрете она изображена сидящей за столом. Одета в легкое черное платье с короткими рукавами и темную шляпку по моде 20-х годов, под рукой - маленькая дамская сумочка. Спокойный, немного грустный взгляд серо-голубых глаз устремлен в пространство. В отрешенной серьезности чувствуется умудренность жизненным опытом. Композиция картины, основанная на плавных текучих линиях, предельно лаконична: все внимание художника сосредоточено на лице и фигуре женщины, детали интерьера сведены к минимуму. Отсутствуют и приметы, которые могли бы как-то характеризовать ее социальный статус. В строгой колористической гамме полотна преобладают холодные голубые, темно-синие, серые, зеленоватые тона, контрастирующие с теплыми розовыми и охристыми оттенками кожи. Портрет написан мягкими широкими мазками в раскованной импрессионистской манере. Тонко подмечены живописцем переклички и взаимовлияния цветов. Сложная игра рефлексов на светлой коже и на одежде женщины, на скатерти стола, спинке стула и на сероватой стене свидетельствует о пленэрном подходе к цветовому решению картины. Интимный, лиричный образ, созданный художником не только правдиво отражает духовный облик его модели, но и позволяет почувствовать эпоху в которую он создавался. Историческое время отозвалось в нем сложным путем, опосредованное временем конкретной человеческой жизни с ее заботами, радостями и горестями.

Беляева Г.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева