Урок 9. Обведи

План урока

Работа с бумажным учебником (20–25 мин)

1. Знакомство с листом определений «Обведи».
2. Решение задач 34–37, 39.

Решение необязательных задач бумажного учебника

3. Решение задач 38, 40, 41.

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)

4. Решение задач 20–24.

Знакомство с листом определений «Обведи»

Большинство информационных задач (теоретических или практических) можно отнести к одному из следующих видов: поиск и выделение объекта по описанию (совокупности его свойств), создание (построение) объекта по описанию, создание описания для объекта. Так, выбирая книгу в библиотеке, мы решаем задачу первого типа, готовя кулинарное блюдо по рецепту – второго типа, составляя план на день – третьего. Конечно же, почти все задачи нашего курса одного из этих трех типов (или смешанные). Задачи на создание описания наиболее сложно формализовать и добиться соблюдения в них общих договоренностей. Поэтому они вводятся постепенно, больше всего их в курсе 4 класса. В курсе 1 класса почти все задачи – на выделение объекта или создание его по описанию (или инструкции). В течение года задачи постепенно усложняются и становятся все более интересными. Но чтобы обеспечить оптимальный уровень сложности задач и при этом работать только в рамках общих договоренностей (правил игры), нам необходимо явно вводить инструментальные действия (операции), соответствующие задачам того и другого типа.

К настоящему моменту мы ввели только одно инструментальное действие – раскрась. Раскрашивание больше подходит для решения задачи создания (или доработки) объекта по описанию, ведь оно приводит к изменению объекта – раскрасив фигурку, мы делаем ее другой. На предыдущем уроке дети использовали действие раскрась для выделения одинаковых фигур. Но, как видите, это не очень удобно, ведь так можно выделить только нераскрашенные фигурки. То, что в процессе выделения фигурки изменяются, в большинстве задач тоже не слишком удобно. Поэтому ребятам необходимо освоить действие, которое бы позволяло просто выделить нужные фигурки, но оставить их при этом такими же. Для этого ребята будут использовать новое действие – обведи.

Примеры листа определений знакомят ребят с тем, как должен выглядеть результат действия обведи. Действие обведи достаточно простое. Нужно только следить, чтобы линия была (более-менее) замкнутой, не пересекала сама себя, не задевала текста и других фигурок, содержала во внутренней области всю фигурку целиком (не задевала саму фигурку). Не стоит учить детей обводить по контуру или близко к нему, однако и запрещать этого не стоит.

Второй пример листа определений дан, чтобы пояснить ребенку содержание задания, где необходимо обвести две и более фигурок. В этом случае необходимо нарисовать отдельные замкнутые линии для каждой выделяемой фигурки, а не одну для всех, как пытаются сделать некоторые дети. Даже если обводимые фигурки находятся совсем рядом, это правило должно строго соблюдаться.

Решение обязательных задач бумажного учебника

Задача 34. Это первая задача на новое действие – обведи. Поэтому необходимо убедиться, что каждый ребенок понял все договоренности листа определений. Обводка должна представлять собой замкнутую линию, во внутренней области которой содержится фигурка целиком и не содержится больше ничего. Конечно, не у всех ребят обводка получится столь же ровной, что и на листе определений. Это не страшно, поправлять детей нужно только в том случае, если неаккуратность приводит к нарушению правил игры. Что касается поиска одинаковых фигурок в этой задаче, то надеемся, что все ребята справятся с этим самостоятельно.

В задаче используются буквы грузинского алфавита. Справочный материал мы поместили в отдельном разделе на сайте, чтобы его всегда было легко найти. Щелкнув мышкой на синий текст, вы можете открыть страницу с соответствующим материалом.

Зачем мы приводим в нашем учебнике буквы грузинского алфавита (а дальше и других алфавитов)? Кто-то из родителей может даже испугаться: не перегружаем ли мы детей? Конечно, речь идет не о том, чтобы в какой-то мере принудительно или обязательно дети выучили грузинский алфавит. Но есть замечательное детское (и взрослое) качество – любознательность, любопытство, интерес к миру, к новому.

Если кому-то из детей будет интересно, как называется та буква, которую он обвел, или захочется больше узнать о грузинском алфавите (может, у него бабушка грузинка, а может, его заинтересует необычная, красивая форма букв), будет прекрасно, если вы удовлетворите на первых порах его любопытство, а дальше есть разные пути (включая Интернет), которые могут привести его к профессии лингвиста или переводчика.

Задача 35. Эта задача несложная и, скорее всего, большинство детей справится с ней очень быстро. Это типичная задача на выделение объекта по описанию. Например, в первом задании описание объекта для выделения представлено двумя свойствами: а) цветом (зеленая); б) названием соответствующего предмета (капуста).

Задача 36. Задачи, где задан образец (Вот фигурка. Обведи такую же), проще задач на поиск двух одинаковых фигурок. Если у кого-то из ребят все-таки возникнут проблемы, то для поиска такой же фигурки в данном случае достаточно просто посчитать число точек в фигурке-образце и найти в ряду фигурку, в которой черных точек столько же.

Задача 37. Содержательно эта задача совсем простая, поскольку здесь требуется выделить три произвольные (любые) объекта. Однако для кого-то из ребят она может оказаться сложной технически. Буквы в данном случае стоят достаточно плотно и требуется некоторая аккуратность, чтобы обвести букву, не заезжая на соседние. Если вы хотите полностью исключить подобные проблемы, попросите ребят вначале обвести буквы тупым концом ручки (или острием колпачка), а лишь затем начинать работать фломастером. Фигурки в этой задаче – латинские буквы. Они (как и русские) позже будут введены на листе определений как основные элементы курса. Сейчас дети работают с ними просто как с фигурками.

Задача 39. Данная задача несколько сложнее предыдущих потому, что фигурок много. Тем не менее, в данном случае фигурка по образцу находится достаточно легко, поскольку она единственная в наборе имеет только тупые углы (поэтому выглядит почти круглой). Дайте ребятам побольше времени.

Решение необязательных задач бумажного учебника

Необязательные задачи этого урока мы рекомендуем предлагать в следующем порядке – 38, 41, 40, а в сильном классе – 41, 40, 38.

Задача 38. Как видите, эта задаче помечена значком компьютера. Она действительно имеет в компьютерном учебнике похожую (задачу 21), но напоминает ее лишь отдаленно. Поэтому данную задачу решать стоит, особенно слабым детям и середнячкам. Хорошо подойдет эта задача и для домашней работы.

Задача 40. Эта задача очень похожа на задачу 22 компьютерного учебника и решается аналогично. Можно использовать эту задачу в качестве домашнего задания для сильных учеников.

Задача 41. Эта задача компьютерно не поддерживается и предназначена в основном для сильных учеников, поскольку здесь требуется найти не две, а три одинаковых фигурки.

Решение задач компьютерного урока

В комментариях к предыдущему уроку мы отмечали, что работа с компьютерным учебником в разных темах дает разный эффект. На этом уроке задачи бумажного и компьютерного учебника идут как бы одним общим потоком, причем компьютерный инструмент работает не проще бумажного, а по-другому (для кого-то из детей он покажется и сложнее). С точки зрения содержания изучаемого материала задачи компьютерного учебника – просто продолжение задач бумажного учебника.

На этом уроке ребята знакомятся с новым компьютерным инструментом – «карандашом». Также как и «заливка», этот инструмент является стандартным инструментом большинства графических редакторов, который используется для проведения произвольной кривой линии. Отметим, что в отличие от заливки, которая выполняется программой автоматически, проведение кривой линии потребует от ребенка некоторых усилий, связанных с координацией движений и аккуратностью. Программа работы этого инструмента обеспечивает только автоматическое «скругление» – по сути она убрает «дрожание руки», небольшие мелкие дефекты линии. За выполнением всех договоренностей листа определений ребенок должен следить сам. Чтобы удалить нарисованную линию, нужно использовать уже знакомые детям инструменты: «отмена», «ластик», «Начать сначала».

Отмена. Поскольку этот инструмент отменяет одно последнее действие, он поможет только в том случае, если линия не состоит из кусочков, а была нарисована за один щелчок мыши.

Ластик. Чтобы стереть ластиком линию, необходимо обязательно попасть мишенью ластика (крестиком) в любое место этой линии. Если линия рисовалась из кусочков, то ластик придется использовать несколько раз.

Начать сначала. Если на рисунке много всяких линий, то иногда бывает проще начать решение заново.

Задача 20. Цель этой задачи – познакомить ребят с новым инструментом. По содержанию задача совсем простая, но дети, возможно, потратят на нее достаточно много времени. Редкий ребенок проводит нужную линию с первого раза. Дело в том, что при работе компьютерным карандашом нужна бóльшая координация движения, чем при работе обычным карандашом. Действительно, при работе на бумаге ребенку нужно только следить за рукой, при этом ему удобно смотреть на рисующуюся линию. Здесь же ребенок должен одновременно держать палец нажатым на мышке, двигать рукой мышь и следить за правильностью рисования линии на экране. Наибольшие проблемы обычно вызывает прерывистость линии. Карандаш начинает рисовать линию в месте первого нажатия мышью и рисует ее до тех пор, пока ребенок нажимает на кнопку мыши. Часто бывает так, что ребенку сложно одновременно смотреть на экран и следить за нажатием пальца, поэтому он отпускает мышь преждевременно. При попытке продолжить дальше начатую линию со второго щелчка у детей редко получается аккуратно, но если линия не имеет разрывов, то это вполне допустимо. Приготовьтесь к тому, что ребятам понадобится не одна попытка, прежде чем им удастся выполнить задание. В этой задаче мы предлагаем ребятам удалять линию, используя кнопку «отмены». Если у кого-то на рисунке оказалось несколько линий, посоветуйте ему воспользоваться кнопкой «начать сначала» или в индивидуальном порядке научите прицеливаться в линию ластиком.

Задача 21. Здесь дети продолжают учиться обводить фигурки, используя новый инструмент. Одинаковые фигурки здесь найти несложно, поэтому основные проблемы ребят снова будут техническими. По условию задачи ластик для стирания ребенок использует только при необходимости. Но возможно вы захотите научить прицеливаться ластиком всех. В таком случае стоит попросить ребят обвести какую-то другую фигурку (не цветную капусту) и потом стереть эту линию ластиком.

Задача 22. Эта задача по содержанию сложнее предыдущих – набор фигурок, из которых ребенок выбирает, довольно большой. Поэтому кому-то из ребят может понадобиться ваша помощь. Наиболее простой совет – воспользоваться методом перебора, то есть брать все фигурки из набора в некотором порядке (например, слева направо и сверху вниз) и сравнивать их с фигуркой-образом.

Задача 23. Это задача одновременно на новое действие – обведи и на повторение действия раскрась. Содержательно эта задача не сложная, но кто-то из ребят может запутаться с условием: что нужно обвести, а что – раскрасить. Также могут возникнуть и инструментальные проблемы – обвести букву правильно и не задеть при этом соседние.

Задача 24. Последняя задача в каждом компьютерном уроке у нас, как правило, необязательная. Но эту задачу можно предложить решить всем – она не слишком сложная и достаточно занимательная, развивает внимание и воображение. Вообще эта задача имеет много решений, поскольку существуют одинаковые области, которые в обеих картинках нераскрашены. Ребенок может их раскрасить любым цветом или обе оставить нераскрашенными.