В.Е. Попков. Апрельский месяц. 1972

Виктор Ефимович Попков - одна из ключевых фигур в истории советского изобразительного искусства, художник с отчётливой гражданской позицией, видевший "явления жизни под знаком их соответствия или несоответствия своему чувству добра, справедливости, красоты".

Начинал он как один из ярких представителей "сурового стиля" ("Строители Братской ГЭС", 1961, Третьяковская галерея), однако скоро созидательная энергия большого слога сменилась сосредоточенными раздумьями о смысле жизни, связях человека с прошлым и настоящим, с другими людьми и с природой. Со второй половины 1960-х годов творчество мастера вливается в широкий поток искусства, где личное восприятие становится определяющим.

Глубоким проникновением в духовную жизнь героев отличаются портреты Виктора Попкова, где ключевым является образ современника, склонного к сомнениям и анализу. Художник писал: "…у нас уход в самого себя необходим. И это не уход, а приход к себе, а коль ты человек, то значит, ты и возвращаешься к человеку, и человек становится главным в работах художника…". Деятельная личность главного героя картин "сурового стиля" - полярника, строителя, геолога, - вступающего в борьбу со стихией или неустроенностью, несла в себе лучшие черты современника, и зритель пассивно принимал уже законченный неизменно положительный образ. Отличительным признаком нового героя - "человека размышляющего" стали не столько деятельность, профессия, труд, сколько способность мыслить, интеллект, углублённая сосредоточенность. Перенесение конфликта из сферы внешнего столкновения в область внутренних несогласий (разного представления о смысле и целях жизни, различных ответов на один вопрос и другие) предполагает активное зрительское суждение о проблемах, заставивших героев картин Попкова застыть в самоуглублённом оцепенении. Строго профильное изображение друзей, стоящих рядом и повёрнутых друг к другу лицом, в картине "Апрельский месяц", принадлежащей Радищевскому музею, предполагает некий диалог. Но взгляды, направленные мимо, смотрящие больше вглубь, нежели вовне, говорят о глубокой задумчивости этих людей, объединённых не сюжетной фабулой, а духовной общностью. Мысли охватили их полностью, без остатка, различны лишь нюансы эмоционального состояния персонажей. Лицо, стоящего слева, убелённого сединами художника Карла Фридмана, с глубокими скорбными складками у рта, застывшим взглядом тёмных глаз говорит о размышлениях человека многое пережившего, испытавшего на себе удары судьбы. В нём чувствуется печаль по недостижимости некой гармонии во взаимоотношениях человека и внешнего мира, и в то же время мудрое приятие его несовершенства, а у его более молодого коллеги несколько иное состояние: заостренные черты лица, плотно сжатые губы, широко открытые голубые глаза выдают молчаливое удивление и напряжение ещё не успокоившейся мысли.

Их фигуры так плотно придвинуты к нижнему краю картины, что создаётся ощущение почти контактной близости со зрителем. Кажется, что мы можем принять участие в их молчаливом разговоре, но для этого нужно уловить сложные интонации душевных переживаний героев, которые отгораживают их от внешнего мира. Интимность, тишина - условие для самоуглубления, для пробуждения духовности, которая понимается как основа современного характера, как камертон, настраивающий по свою волну жизненные ценности. В произведениях такого рода портретный компонент главный, но не единственный. В них ощутима тенденция к совмещению и синтезированию жанров. Картина "Апрельский месяц" - это портрет-размышление, где композиция определяет равноправное существование человеческой темы моделей и картинное содержание, небезразличное к психологическому компоненту. Сумеречная дымка наступающего вечера обволакивает невысокие здания провинциального городка, тонкие деревья, фигуру самого художника, прислонившегося к стволу дерева в стороне от своих друзей, тонким силуэтом рисующуюся на горизонте башню колокольни и тоненький серп "растущего" месяца в высоком чистом небе. Холодная, глуховатая, почти монохромная серо-голубая гамма картины вспыхивает ярким синим цветом в деталях одежды главных героев и жёлтыми тёплыми огоньками электрического освещения в окнах домов. Статичность композиции, спокойный колорит картины "Апрельский месяц" создают впечатление оцепенения, будто остановилось время, наделяя сцену ощущением постоянного явления, а не скоротечного момента.

Контраст обыденности ситуации и психологического напряжения скрытого в ней смысла придаёт картине символичность, тем ни менее она далека от абстрактности. Символика Попкова раскрывает смысл явлений в исторической конкретности. Одежда героев картины (особенно вязаная шапочка с характерным орнаментом и маленьким помпончиком на голове у одного из персонажей), побеленные стволы деревьев, неказистые дома провинциального городка становятся приметами укоренённости художника в этом бытии. При создании своих произведений Попков часто отталкивался от непосредственных жизненных впечатлений. Перенесённые на полотно они превращались в образы, полные глубинного смысла. "Апрельский месяц", написанный им в 1972 году, был навеян прогулкой по небольшому живописному городку близ Москвы Боровску со своими друзьями художниками. По воспоминаниям Карла Фридмана, друга художника "двойной портрет Березовского и меня он (Попков - авт.) увидел и быстро сделал в рисунке, когда мы втроём в Боровске стояли в сумерках, и каждый о чём-то своём думал - тут, очевидно, его привлёк контраст двух людей на фоне тёплых апрельских сумерек".

Отчётливое личностное отношение художника выражено не только присутствием в картине фигуры самого Попкова, но и в авторском понимании моделей. Оно сказывается в потребности увидеть в конкретной личности созвучие своим духовно-моральным ценностям. Через трактовку моделей художник выражает своё отношение к реальности в целом и косвенно формулирует свои идеалы. "В каждой картине последнего десятилетия своей жизни художник неизменно ощущает себя соучастником созданного им образного мира". Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала Попкова человеком-легендой. Легенду эту трагически закрепила его нелепая смерть: он погиб в Москве 12 декабря 1974 года, застреленный инкассатором, к машине которого он кинулся, приняв ее за такси. "России везёт с талантами, но талантам обычно не везёт с жизнью". (В. Манин)

Справочная информация.

Игорь Березовский (1942 - 2007) учился во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (1967-1973), где работал до 1976 года. С 1979 - члена Союза художников СССР. В следующем году прошла его первая персональная выставка в Комбинате графического искусства. Работал над оформлением выставок (графическое решение, плакаты, каталоги): Всероссийской выставки "Художники - народу", ЦДХ, 1982; выставки "Маяковский и Хлебников", Музей В.В.Маяковского, 1985; выставки современного советского искусства "Новая реальность", Равенна, 1989; выставки "Художник и народное искусство", ЦДХ, 1990.

Интересовался фактурой телевизионных изображений ("Телевизионные параллели", 1974-1977); репродуцировал журнальные фотографии и с помощью крупного растра доводил их до грани исчезновения ("Репроакты" 1981); вводил в изображения неожиданные фактуры, используя всякий подручный "мусор"; парафразировал Фолона и Диббетса, Уорхола и Дюрера и вообще увлекался репродуцированием - цитированием - монтажом.

Уже в ранних работах проявились основные принципы изобразительности, которые станут для него характерными: документальный, фотографический рисунок, экспрессивный цвет. В полной мере индивидуальный почерк художника сложился в его натюрмортах. Всю жизнь Березовский работал с формой и только с формой. Индивидуальность его творчества определило движение в сторону "распредмечивания" фотографии. Его художественное мышление внелитературно, не склонно к символике и не оперирует подтекстами. В наступившем 21 веке художник создал несколько работ с симптоматичным названием "Прощание с 20 веком" и большую серию "Спонтанная графика", где сотворенное рукой художника и фотографическое вступают в новые отношения.

Карл Шоломович Фридман (1926-2001) - художник-пейзажист, жил в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу (1939-1945) и Художественный институт им. В.И. Сурикова (1945-1951), мастерская П.Д. Покаржевского. Член Московского Союза художников. Участник выставок (с 1951), в том числе в знаменитой выставке "Шестнадцати" (1969), над которой "начальство от культуры" учинило настоящую экзекуцию, жертвой которой стала картина Карла Фридмана "Похороны". Персональная выставка К.Ш.Фридмана прошла в 2002 году в картинной галерее г. Красноармейска (Московская область), в собрании которой находится более 100 живописных и графических произведений художника. Объехал весь Советский Союз - Узбекистан, среднюю полосу России и, конечно, Север, которым бредила в 1960-е годы вся советская интеллигенция. Характерные черты его живописи - использование открытого цвета, исключительно цветом же построенное пространство, подчеркнутая ритмика цветовых пятен. Он писал все времена года. Фридман соединяет в своих картинах природы свежесть первого впечатления с глубокой образностью, привнося нередко и жанровые мотивы. У Фридмана почти нет "чистых" пейзажей. Его природа должна быть не только "обжита" чувством художника, но в ней непременно необходимо прямое присутствие человека. Человек и природа - вот главная и, пожалуй, единственная тема Фридмана.

Боровск - город, находящийся в Калужской области в 80 км к юго-западу от Москвы. Население 11,7 тыс. жителей. Город окружен лесами и расположен на холмах по обоим берегам реки Протва. Первые известные упоминания о нем датированы 1356 годом. В 2000 г. Боровску был присвоен статус исторического города России.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева