Б.М.КУСТОДИЕВ. Морозный день. 1913

Живя преимущественно в Петербурге и Москве, Борис Михайлович постоянно приезжал в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники", которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Тихую заснеженную улицу с пролетающими мимо санями изображает Б.М. Кустодиев в работе 1913 года из Радищевского музея "Морозный день", здесь царит оптимистическая атмосфера, созданная праздничным колоритом. Ощущение уюта желтых, зеленых, малиновых строений передано с особым простодушием. Оранжевый цвет неба подчеркивает холодные оттенки синих заснеженных деревьев и лилового дыма из трубы. Растворенная в слабом розовом мареве покрытая снегом улица контрастирует с ярким пятном зеленого забора и дома с вывеской "Булочная".

Улица, изображенная на картине, с купеческими особняками и небольшой церковкой, с ярко сияющим солнцем и переливающимся под его лучами инеем, выглядит знакомой для каждого русского человека. Мир тихой провинции привлекает своей ясностью, неизменностью, где всеобщая умиротворенность и покой нарушаются промчавшимися санками "лихача", везущего двух барышень. Привычные неторопливые движения дворника только усугубляют ощущение размеренности быта жителей городка. Но ощущение статики от "Морозного дня" не возникает благодаря нескольким динамичным подробностям, умело разбросанным автором по всей картине: быстрое мелькание синих теней на снегу, почти осязаемое движение солнечных лучей, весело клубящийся густой дым из печных труб. Город у Кустодиева получился уютным и приветливым, он не знает проблем, в нем нет отчуждения человека от природы как в мегаполисах, его архитектура трогательна и человечна. Кустодиев в своих провинциальных пейзажах выступает в двойственной роли, с одной стороны, он убеждает зрителя достоверностью многочисленных деталей, одновременно с тем кустодиевская провинция неподлинна, она рождена воображением художника, который создает вариант русского города, подчеркивая в нем одни стороны, и обходя другие.

Пейзажи Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) очень узнаваемы, они обладают особой авторской неповторимостью. Свои первые работы художник исполнял в реалистической манере, он был помощником Репина в создании огромного полотна "Заседание Государственного совета". Затем, сблизившись с кругом художников "Мира искусства", Кустодиев выработал свой стиль письма, который близок к понятию стилизация. Но в отличие от мирискусников, стилизовавших старое искусство, Кустодиев стилизовал современную ему действительность, придавая изображению изящество графических форм и лубочную красочность. Сам автор отдает предпочтение условной манере живописи: "Если меня что привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально и грубо вещественно, а условно - красива". В его произведениях Россия запечатлена с особой любовью, осмыслен и выражен с необычными интонациями ее образ жизни и быт. Мир в пейзажах Кустодиева выглядит ярко расцвеченным, в одном из писем он пишет: "Какой сегодня чудный, совсем летний день! Волхов синий, даже лиловый местами, сине-зеленое небо с облаками и золотая листва по берегу, с красным". Все богатство красок, которое так восхищало живописца, он всегда стремился воплотить в своих пейзажах, обращаясь, чаще всего, к провинциальным российским городкам с их неторопливым житием-бытием.

Одним из излюбленных выразительных средств Кустодиева является гипербола, наиболее точно передающая атмосферу провинциального праздника с его размахом, шумом, пестротой. Преувеличивая звучность цвета и обобщая силуэты, художник раскрывает дух русской провинции, ее острохарактерный облик. Творчество Кустодиева многие исследователи относят к направлению примитивизма, стилизации под народное искусство. Мастер обладал особым живописным даром, сочетающим народную изобразительную традицию с высоким профессионализмом. "Провинциальные" композиции Кустодиева имеют зыбкие границы между жанрами, в его творчестве не так часто встречается чистый пейзаж, он населен людьми, оживлен, насыщен движением. Художника считают родоначальником нового пейзажа-сценки с подробностями и деталями, тяготеющего к бытовому жанру. Картины Кустодиева представляются скорее воспоминаниями автора о волжских городах с их кипучей, подвижной жизнью, это "фантазирование по поводу", это свободное сочинение на тему провинциальной жизни, особое обаяние которому придает неповторимая авторская кустодиевская ироничная интонация.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева