Опера "Иван Сусанин". Увертюра

 

Оркестровое вступление к опере М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Известен рассказ самого М. Глинки («Записки») о том, как создавалась увертюра: «Я начал работать, и совершенно навыворот, а именно начал тем, чем другие кончают, то есть увертюрой, которую написал  на 4 руки для фортепиано, с означением инструментовки. В издании «Жизни за царя» увертюра на 4 руки сохранена так, как я тогда написал ее, кроме adagio, которое изменено мною впоследствии». Но примечательно, что изложенная в «Записках» версия создания увертюры опровергается сохранившимися рукописными материалами. В настоящее время установлено, что существовало три варианта увертюры. Первый был написан в виде оркестровой партитуры и содержал только allegro, без медленного вступления. Во второй редакции было добавлено медленное вступление, основанное на первой теме интродукции (начало первого действия). Третий окончательной вариант увертюры был была введена тема Вани из Эпилога. Было изменено также allegro. Сохранившееся авторское четырехручное переложение относится к этой последней редакции.

   Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность  ее основного быстрого раздела предвосхищают драматические события оперы.

 

© Александр МАЙКАПАР