Комментарий методиста

 Анищенко Л.Н к уроку

 учителя биологии

Э.Н.Фоменко

 

 

Тема урока: «Бионика и экология»

Тип урока – урок обобщения изученного материала по теме «Надкласс Рыб». Урок организован в виде игры с предварительной подготовкой и групповой работы над материалом с заданиями.

Цель урока: обобщить сведения о морфолого-анатомических, физиолого-биохимических, этологических особенностях рыб и их значении для человека и роли в природе.

Задачи урока: расширить информационное поле школьника по вопросам многообразия и происхождения рыб; обеспечить формирование навыков по решению биологических задач; продолжить формирование знаний о признаках и свойствах биосистем; закрепить положения об эколого-биологическом и народно-хозяйственном значении рыб; развивать самостоятельность школьников, навыки самоконтроля, технологических умений, творческой деятельности; воспитывать уважение ко всем живущим на Земле организмам.

 

Ход урока:

 

1.                Сообщение темы урока.

Сообщение учителем цели и задач урока, записанных на доске, комментарии к теме занятия. Введение в урок-игру, сообщение об этапах урока, избрание жюри.

 

2.                Сценка с участием литературных героев – Билла Аткинса, Негоро, Кэтти, капитана Немо, Дика Сэнда – о богатстве морских просторов, о профессиях и роде занятий людей на море, об экологических проблемах океана.

Учащиеся хорошо подготовили инсценированное выступление, их речь грамотна, размеренна, они задали весь тон уроку-игре.

 

3.                Сообщения учащихся, представляющих микрогруппы по выбранным направлениям: биолога, эколога, синоптиков, журналистов, ихтиолога.

Опорные моменты урока:

А) сообщения о результатах эксперимента, выполненного морским биологом, о влияния нефти на состояние перьев морских птиц. Учащиеся демонстрируют этапы эксперимента, затем - результаты и предполагаемые выводы.

Б) исследования морского биолога о влиянии химического состава воды на экспериментальные объекты – обитателей аквариума. Вывод о различной степени воздействия компонентов вод на организмы.

В) общий вывод о классах веществ, загрязняющих океан, о необходимых мероприятиях по защите природных вод литературного героя – капитана Немо.

 

4.Сценка и подготовленные сообщения о достижении бионики.

А) Сценка, разыгранная Нептуном и его свитой – водяным, морским чертом, русалками и медузой. Принцип «Работы» морского уха медузы.

Б) Сообщения о достижениях бионики корреспондентами, технологами и биологами. Описание гидрофона, обтекателя и других приборов.

В) Ведущий сообщает о выступлениях корреспондентов-журналистов известных газет о мире звуков океана и создании приборов для привлечения рыб в рыбопромысле.

Учащиеся свободно оперируют материалом, хорошо владеют речью. Они стараются донести до слушателя всю значимость прикладной науки, в основе которой лежат длительные наблюдения за миром океана.

 

5. Викторина «Бей ответом прямо в цель». Учитель зачитывает краткие вопросы для экспресс-ответов:

А) Какая рыба из семейства окуневых имеет название холодного оружия?

Б) Какая рыба из отряда акулообразных заменила инструмент для ковки металла?

В) Переставьте букву в названии столицы республики и получите рыбу из отряда тресковых.

Г) Определите стороны горизонта, на которые показывает стрелка компаса. Вычеркните у первого слова четвертую букву и составьте название промысловой рыбы семейства осетровых.

Д) Аквариумная рыба и оптический прибор имеет одно и то же название, как называется рыба?

Е) Название какого европейского города нужно прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы.

Учащиеся быстро и четко отвечают на вопросы викторины. Общий итог подводится учителем.

 

6. Заключительные выступления учащихся о народно-хозяйственном значении рыб.

А) Советы бывалого рыболова: приметы о поведении рыб.

Б) Краткий опрос-викторина, проводимая ихтиологом, по особенностям обитателей озера Байкал – национальной гордости россиян:

- Является ли Байкал зарождающимся океаном?

- Каков возраст Байкала?

- Сколько омуля в Байкале?

- сколько видов рыб обитает в Байкале?

- Какие виды рыб самые плодовитые в Байкале?

- Чем уникальна голомянка?

- Какие организмы завезены в Байкал?

- Можно ли организмы, живущие в Байкале, переселять в другие водные объекты?

В) Выступление эколога о проблемах сохранения видов озера Байкал.

Г) Успехи акклиматизации рыб в Братском водохранилище.

 

7.                Итоговое обобщение материала и выводы по уроку.

Работа в группах по выполнению итоговых заданий и обсуждение результатов с использованием информационных бюллетеней, выполненных самими учащимися.

Задания:

А) Назовите объекты хозяйственной деятельности человека, принадлежащие к надклассу Рыб.

Б) Оцените влияние промысла на численность популяции рыб.

В) Назовите виды рыб, проживающих в Братском водохранилище.

Г) Какие виды рыб находятся на грани исчезновения.

Д) Каково хозяйственное значение рыб.

Е) Какие виды рыб следовало бы поместить на «доску почета».

         Общие итоги работы о путях развития человечества и его взаимодействия с биосферой подводит учитель. Жюри сообщает информацию об оценках и баллах, набранных участниками урока-игры. Итоги занятия и выставление оценок.