КРЫМОВ Николай Петрович. Биография

КРЫМОВ Николай Петрович (1884, Москва - 1958, Москва) - русский пейзажист, театральный художник.

Первые навыки в живописи Крымов получил от отца, художника, писавшего в манере передвижников. В 1904 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А.М.Васнецова, В. А. Серова и К. А. Коровина.

Одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. К моменту окончания училища (1911) он был известным художником.

Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно отнести к импрессионизму: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, "Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).

В русле развития русского пейзажа ранее творчество Крымова принадлежит символизму. Он был постоянным экспонентом выставок "Союза русских художников" и "Венок" и представлял свои полотна на выставке "Голубая роза" в 1907 году. Как художник символического направления, Крымов в 1906-1909 годах работал в качестве графика-оформителя в журнале "Золотое руно".

В основе понимания Крымовым живописной природы искусства лежит концепция тона, наполняющая цвет светом. В качестве точки отсчета тоновой и цветовой градации он предлагал эффект спички на фоне освещенной солнцем стены.

Он стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения. Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы Многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. Пейзаж в творчестве Крымова прошел определенную эволюцию от зыбкой размытой цветовой гаммы к более яркой и материальной.

В работах 1920-х гг. - "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова - И. Е. Репин и И. И. Левитан).

В 1926 г. он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи. Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками", (1935), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др. В 1919-1930 много работал и как педагог в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года.

У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по системе, специально разработанной в соответствии со своей теорией. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.

Крымов внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе "Горячее сердце" (1926) и "Таланты и поклонники" (1933) А.Н.Островского, а также "Унтиловск" Л.М.Леонова (1928).

Народный Художник РСФСР. Член-Корреспондент Академии Художеств СССР.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева