Тема урока «Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе»

 

Цели урока:

· обобщение  и закрепление знаний учащихся о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе;

· предупреждение ошибок в окончаниях имён прилагательных, связанных с трудными случаями определения части речи и части слова;

· закрепление умения пользоваться словарём;

 

· развитие орфографической зоркости;

· закрепление навыка разбора слова по составу;

· развитие речи учащихся;

 

· воспитание интереса к русскому языку.

 

Оборудование:  С.И.Ожегов «Словарь русского языка», сигнальные карточки  для  учащихся, таблицы для фронтальной работы «Падежи и падежные окончания имён существительных», «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе».

 

План урока:

 

1.     Организационный момент.

2.     Минутка чистописания.

3.     Сообщение темы и постановка цели урока.

4.     Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.

5.     Основной этап урока – повторение и закрепление знаний  о правописании безударных падежных окончаний имён  прилагательных в единственном числе, рассмотрение трудных случаев определения части речи и части слова.

6.     Подведение итогов урока.

 

                   

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

     Приветствие, проверка готовности к уроку.

 

2. Минутка чистописания.

     - Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

     (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

 

     - Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

     Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

     Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

     Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

     Поставьте ударение.

     Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

 

3. Сообщение темы урока и постановка целей.

 

     - Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Они одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. 

     Сегодня мы будем учиться находить  в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов, и связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

 

     (На доске открывается тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе»)

 

4. Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.

 

     - Ответьте на вопросы:

              Что такое имя прилагательное?

              Как изменяется имя прилагательное?

              Как определить падеж имени прилагательного?

 

5. Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

 

1)    Определение падежей имён прилагательных.

 (На доске - опора для работы с сигнальными карточками – каждый падеж обозначен определённым цветом, например:

именительный – белый, родительный – жёлтый и т.д.)

     - Определите и покажите с помощью «сигнала» падежи имен прилагательных (Учитель читает словосочетания и предложения, дети показывают падежи):

     Готовлюсь к математической олимпиаде   (Д.п.)

     Сторонник образцового порядка  (Р.п.)

     Навели образцовый порядок (В.п.)

     Освещён мягким светом   (Т.п.)

     Проклюнулся тоненький росток. (И.п.)

     В русской народной песне (П.п)

 

     (Учитель может попросить 1-2 учеников объяснить, как определили падеж)

 

2)    Упражнения в определении безударных окончаний имён существительных и прилагательных.

 

Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? (С помощью вопроса)

Разделите страницу тетради на два столбика. В левый столбик будем записывать только окончания имен прилагательных, а в правый  только окончания имен существительных.

(Учитель диктует словосочетания, двое учащихся работают на откидных крыльях доски, остальные  - в тетрадях):

-          зимним вечером

-          синей полоской

-          в праздничном наряде

-          банное полотенце

-          в новой тетради

-          за дальней рощей

-          голосистый соловей (нулевое окончание)

( Выполненное задание выглядит так:    

                       Прил.                           Сущ.

                         им                                 ом

                         ей                                  ой

                         ом                                 е

                         ое                                   е

                         ой                                   и

                         ей                                  ей

                         ый                      нулевое окончание)

 

- Проверьте работу своих товарищей у доски.

(Дети высказываются по поводу правильности выполнения задания. Как правило, последнее словосочетание вызывает у детей затруднение, многие ошибаются в определении окончания имени существительного. Если весь класс указывает в слове «соловей» окончание  -ей, учитель сам просит детей определить в этом слове окончание. Для этого необходимо вспомнить алгоритм выделения окончания в слове)

- Докажите, что в слове «соловей» нулевое окончание. (Это существительное 2 склонения; дети устно склоняют это существительное, учитель обращает внимание на то, что звук [й] при склонении не исчезает, значит, он не относится к окончанию)

- Задайте стоящим у доски ученикам дополнительные вопросы. (Дети спрашивают, работавшие у доски отвечают на дополнительные вопросы и получают оценки)

- Как вы думаете, почему многие ребята ошиблись в последнем словосочетании? ( Конец слова «соловей» похож на окончание имени прилагательного)

Есть ли в русском языке ещё такие слова? Приведите примеры. (Андрей, воробей, строй)

- Сравните окончания, записанные в двух столбиках. Есть ли одинаковые окончания у разных частей речи?

Можно ли только по окончанию определить часть речи?

 

3) Определение окончаний в разных частях речи. Работа с текстом.

     Прочитайте записанный на доске текст:

              Не колюч…й, светло-син…й

              По ветвям развешан ин…й –

                       Погляди хоть ты!

              Словно кто-то тороват…й

              Свеж…й, бел…й, пухл…й ват…й

                       Все убрал кусты.

 

- Кто автор этих стихов? (А.А.Фет)

- Все ли слова понятны? (Как правило, дети затрудняются объяснить значение слова «тороватый», даже если стихотворение было прочитано ранее на уроках чтения. Учитель просит одного из учеников найти значение слова «тороватый» в толковом словаре. Пока этот ученик работает, остальные объясняют значение слова «убрал» в данном предложении – украсил, нарядил -  и подбирают устно однокоренные слова – убор, убранство. Ученик, работавший со словарем, объясняет значение слова «тороватый» – «щедрый». Этому ученику выставляется оценка)

- Назовите рифмующиеся слова. Как звучат концы этих слов? (Одинаково)

- Подумайте, в какой части слов пропущены буквы? Что для этого нужно определить? (Какая это часть речи)

- В каком слове нет окончания? (Иней)

- Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная. Это словарное слово)

- Какую букву вставим? (е)

- С чем можно спутать окончание в слове «ватой»? (С окончанием имени прилагательного)

- Спишите стихотворение, выделите окончания, укажите части речи.

Какие буквы вставили? Почему? (Дети объясняют)

 

- Итак, при написании и выделении окончаний имён существительных и прилагательных нужно быть очень внимательным, т.к. иногда окончания совпадают, а иногда другие части слова кажутся окончаниями. Вывод: разбор слов по составу надо начинать с определения части речи.

 

Физкультминутка.

 

4) Разбор предложения.

- Запишите предложение (один ученик работает у доски). Подчеркните основу предложения, выпишите словосочетания, определите, какими частями речи выражены члены предложения:

     Белка часто навещала птичью столовую.

              навещала (как?) часто

              навещала (что?) столовую

              столовую (какую?) птичью

 

( Дети определяют члены предложения, части речи)

 

- Найдите в предложении существительные и прилагательные, выделите у них окончания. (Дети выделяют окончания в словах «белка», «птичья», «столовая»)

- Что заметили необычного? (У существительного «столовую», окончание, как у прилагательного, а у прилагательного «птичью» окончание, как у существительного.)

- Докажите, что эти слова являются именно теми частями речи, которые вы указали. (Дети ставят вопросы к этим словам, определят, что эти слова обозначают)

- На какой вопрос отвечает прилагательное «птичью»? (Чью?)

- Приведите примеры прилагательных, отвечающих на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Какая орфограмма в этих словах? (Разделительный Ь).

- Образуйте другие формы прилагательного «птичий», подобрав их к существительным, записанным на доске:

              Ж.р.    …………………….песня

              Ср.р.   …………………….перо

              Мн.ч. …………………….повадки

              М. р. ……………………..голос

 

- Выделите окончания существительных, затем прилагательных. Сравните окончания. (Дети сравнивают окончания и убеждаются в том, что у имён прилагательных окончания, как у существительных. Учитель обращает внимание детей на то, что в слове «птичий» окончание нулевое, -ий- -это суффикс)

      

- Итак, в некоторых именах прилагательных на конце слова есть суффикс –ий-, который можно принять за окончание. А теперь поговорим о существительном «столовая». Сравните словосочетания:

                       столовая посуда

                       школьная столовая

(В первом словосочетании это прилагательное, во втором – существительное)

- В русском языке существует такое явление, когда слово из одной части речи переходит в другую. В данном случае имя прилагательное «превратилось» в имя существительное, сохранив при этом своё окончание. При склонении это слово будет изменять своё окончание, как имя прилагательное.

 

5) Игра «Прилагательное или существительное?» Я буду читать пары предложений. Вы должны угадать, какой частью речи является в этих предложениях одно и то же слово.

 

1.     Учительская тетрадь осталась лежать на столе. (прил.)

Учительская была полна возмущёнными учителями. (сущ.)

 

2.     Сестра сделала больному пять уколов. (сущ.)

Мальчишке попали клюшкой по больному уху. (прил.)

 

3.     Дежурный не проветрил класс. (сущ.)

Дежурный милиционер схватил жулика за шиворот. (прил.)

 

- А теперь определите (устно), есть в слове окончание или оно нулевое:

                                 Заячий   (нет)

                                 Алексей (нет)

                                 Зелёненький (Есть)

                                 Злой (есть)

                                 Строй (нет)

                                 Сестрой (есть)

                                 Иней (нет)

                                 Муравей (нет)

                                 Пять рублей (есть)

 

6.      Подведение итогов урока.

- Итак, мы сегодня узнали, что в языке часто бывает так, что можно что-то с чем-то перепутать – одну часть речи с другой, окончание с суффиксом, с частью корня. Вывод: при выделении окончания надо начинать с определения части речи; нельзя определять часть речи по окончанию.

 

7.      Домашнее задание.

Выполнить устно упражнение № 341.