Уроки 30–33. Проект «Наш мультфильм»

О проекте

Цель данного проекта создание многостраничного произведения, включающего графику и мультипликацию. Данный проект с одной стороны продолжает серию графических проектов, с другой – серию проектов, включающих программирование исполнителя. Особенно близок по содержанию он к проектам «Наша сказка» и «Живая картинка». Поэтому здесь мы не будем повторять все, сказанное в рамках этих проектах, а остановимся лишь на отличиях проекта «Наш мультфильм». По организации работы детей проект «Наш мультфильм» напоминает проект «Наша сказка». Данный проект также групповой, предполагает разделение труда между детьми. Кроме того он напоминает проект «Наша сказка» и по содержанию, поэтому может выполняться по тому же плану. Отличие от проекта «Наша сказка» в том, что герои на страницах произведения должны двигаться. Движение дети программируют при помощи Черепашки Лого. Как вы помните, ребята занимались аналогичной работой в проекте «Живая картина». В нем дети организовывали простое, безусловное движение своих героев. Теперь задача усложняется. В данном проекте на каждой странице герои должны двигаться так, чтобы создавался эффект их взаимодействия, то есть движение будет сложным и условным.

Например, дети делают мультфильм по сказке «Колобок». На одном из кадров Колобок встречается с волком. При этом в мультфильме это должно выглядеть так. Колобок катится на встречу волку, а волк идет навстречу Колобку, на некотором расстоянии друг от друга они останавливаются и начинают разговаривать. Если у вас в классе есть микрофоны, хорошо бы озвучить героев. Для этого придется записать слова героев в специальные звуковые файлы и поместить в файл программы Лого на соответствующий лист. Можно для проигрывания звука создать на листе специальную кнопку или запрограммировать проигрывание прямо в узелке одной из Черепашек. Для этого в рюкзачке Черепашки нужно использовать вкладку «Звук». Таким образом после встречи героев должна зазвучать их речь. Кроме того герои должны двигать ртами так, чтобы создавался эффект разговора.

Вы, конечно, понимаете, что объем работы ребят определять вам, как в целом для класса, так и с каждой группой и учеников в отдельности. В любом случае этот проект должен включать хотя бы в минимальной степени возможности условного программирования Черепашки. То есть поведение Черепашки должно меняться в зависимости от выполнения некоторых условий. Для программирования описанной выше встречи двух героев больше всего подходит закладка «Касание» в рюкзачке Черепашки. В соответствующей командной строке в этом случае ребенок должен написать, что должна делать Черепашка, натолкнувшись на другую Черепашку. В данном случае Черепашка должна отскочить назад (чтобы герои стояли во время разговора на некотором расстоянии) и остановиться. Затем должен включаться звук (записанный в закладке «Звук»), а также происходить смена форм (чтобы создавался эффект разговора).

Кроме закладки «Касание» в этом проекте детям может пригодиться закладка «Цвет». Используя ее можно научить Черепашку реагировать на определенный цвет, встреченный на поле. Также можно использовать закладку «Таймер». В любом случае мы советуем вам перед началом этого проекта детально изучить все возможности рюкзачка Черепашки (с использованием справочной поддержки Лого).

Далее мы предлагаем вам краткое описание проекта ориентируясь примерно на тот же план, которым мы давали в проекте «Наша сказка».

Урок 1

Общее обсуждение

Как обычно, в начале проекта нужно обсудить с ребятами практическую цель проекта. Сразу после этого следует разделить ребят на группы, лучше всего на 3 группы по 4–5 человек. Затем хорошо бы сориентировать детей по объему работы и сюжета мультфильма. Объем должен быть реально выполнимым, поэтому сразу стоит оговорить, что число листов в проекте не должно быть больше 10 – по 1–2 листа на каждого члена группы. Что касается выбора сюжета мультфильма, дети могут взять готовую сказку (можно ту же, что была в проекте «Наша сказка») или придумать сюжет самим. Число страниц в целом должно соответствовать числу основных картин (сцен, ключевых моментов) в мультфильме, поэтому не стоит выбирать сказки со сложным сюжетом, где таких моментов гораздо больше. С другой стороны выбор сюжета должен быть обусловлен набором готовых форм Черепашки, которые имеются в программе Лого.

Просмотр набора форм

Вообще-то дети уже просматривали формы Черепашки в рамках соответствующих проектов. Однако сделать это не мешает еще раз, ведь сейчас они будут подходить к ним с точки зрения выбора сюжета. Стоит внимательно просмотреть все формы, которые находятся во вкладке «Картинки» меню «Рисование/графика» (ЛогоМиры версия 3.0) и во вкладке «Движение».

Групповое обсуждение: выбор сюжета, разработка плана и написание сценария

Теперь группа должна выбрать сюжет, исходя из набора готовых форм. При этом ребята должна помнить, что лучше использовать героев, которые уже нарисованы. Это будет быстрее и работа получится гораздо художественней. Конечно, некоторых героев дети могут нарисовать и сами, например, колобка или снеговика. Однако, сложные изображения людей и животных у ребят вряд ли красиво получатся, за исключением лишь тех детей, которые профессионально рисуют. Поэтому если вы видите, что дети выбрали какую-то готовую сказку, для которой придется рисовать сложных героев, а рисуют дети плохо, то нужно вместе обсудить возможности выбора другого сюжета. Даже если дети в группе рисуют хорошо, не следует выбирать сюжеты для которых придется рисовать больше двух героев. Дело в том, что ребенок, который будет рисовать этого героя будет занят этим практически целый урок и выпадет из групповой работы. Если таких детей окажется больше двух, то группа может просто не успеть сделать свое задание.

Вполне возможно, что для детей окажется более реально сочинить сюжет мультфильма самим, чем нарисовать всех героев готовой сказки. В этом случае мы советуем детям немного помочь, а также ограничить объемы их работы. Если ребятам придется писать самим сюжет и сочинять диалоги, то посоветуйте им не делать много ключевых сцен (достаточно 5–8 сцен). Хорошо бы провести работу по написанию сценария к мультфильму на уроке литературы или развития речи и сделать это организованно. С одной стороны повысится качество работ, с другой – вы сэкономите время на уроке информатики.

После того как сюжет выбран, группа разрабатывает план и пишет сценарий. Для этого придется выполнить следующие шаги:
А.) выделить основные сцены (эпизоды, ключевые моменты) мультфильма;
Б.) распределить сцены по 1–2 на каждого члена группы;
В.) описать каждую сцену.

В описании каждой сцены должны присутствовать: список героев в данной сцене, описание места действия, описание движения героев и их основные реплики. Описание места действия должно включать описание фона, в том числе всех его сложных элементов, которые требуют значительное количество времени и детальной проработки. К следующему уроку каждый ребенок должен разработать эскизы своих сцен. Как обычно в эскизах не нужно требовать от ребят детальной проработки и высокой художественности. Достаточно, если дети просто изобразят все простые элементы эскиза, а все сложные элементы подпишут, заняв под них место на листе (например, овалом).

Если группа решила писать сценарий сама, то разработка презентации на этом уроке совпадет с разработкой сюжета и плана. Поэтому сюжет и основные сцены дети будут разрабатывать вместе, а на дом каждый ученик получает задание – написать реплики героев и авторский текст, который должен звучать в данной сцене

Урок 2

Групповое обсуждение разделения работы по созданию графики

На втором уроке проекта дети работают индивидуально. Но вначале им нужно совместно обсудить, как сэкономить время при создании графических элементов сложной структуры. При этом существенную помощь окажет сопоставление эскизов всех членов группы. Так, наверняка, в каждой сцене найдется несколько повторяющихся элементов, которые будут на нескольких (или даже на всех) страницах. Это могут быть либо герои, которые члены группы решили рисовать сами, либо элементы фона. После составления списка всех повторяющихся элементов сложной структуры, эти элементы делятся между членами группы поровну (с учетом степени их сложности) и дети переходят к индивидуальной работе.

Рисование элементов фона

Эта работа детям хорошо знакома (см. комментарии к проекту «Живая картинка»). Здесь дети используют все возможности рисования в программе Лого, в том числе набор графических инструментов, набор готовых форм Черепашки, а также набор готовых фонов.

Коррекция и рисование героев сказки

Как мы уже говорили, дети вполне могут нарисовать героев, которые представляют собой простые изображения. Что касается сложных изображений, этот вопрос нужно решать индивидуально с каждым ребенком, принимая в расчет его технические навыки и художественные способности. Если кто-то из ребят рисует сложное изображение с нуля, группа должна это принять во внимание при распределении объемов работы и времени, ведь такого изображения достаточно, чтобы занять ребенка на весь урок.

Возможно, что нужный группе герой окажется в наборе готовых форм, но он будет устраивать ребенка не совсем, то есть, необходима будет некоторая коррекция готовой формы. Это может быть уменьшение/увеличение, отражение, поворот, смена цвета некоторых областей или даже поточечное редактирование отдельных элементов изображения. В этом случае, как обычно, нужно скопировать данную картинку в пустую форму, открыть ее и редактировать с использованием всех имеющихся в программе Лого возможностей.

Урок 3

Озвучивание сцен

На данном этапе дети озвучивают свои роли. Сложность этой работы состоит в следующем. Чтобы звук получился достаточно качественным, в классе должна быть тишина, иначе на записи будет слишком много посторонних звуков. Подумайте, как организовать этот этап. Возможно будет лучше озвучить роли после уроков, оставив каждую группу в отдельности.

Программирование движения

После того как проведена вся подготовительная работа – нарисован фон, основные герои, нужно научить основных героев двигаться и создавать мультипликационный эффект. Для этого каждую Черепашку нужно создать и обучить на отдельном листе, используя новые возможности из ее рюкзачка (см. «О проекте»).

Сборка сцен в один проект

После того как каждый из членов группы закончил выполнение своей сцены, группа собирает все листы проекта с один файл и смотрит то, что получилось. По ходу дела группа исправляет все недочеты и обсуждает результат своей работы.

Урок 4

Показ и обсуждение работ

Если группы озвучивали свои мультфильмы, то показ работ не требует особой подготовки. Работу демонстрирует один докладчик, который ставит проект в режиме демонстрации и меняет сцены. Если у детей не было возможности озвучить свою работу, то лучше организовать «живую» озвучку. Это придется сделать заранее – распределить роли и отрепетировать каждую сцену. При таком варианте работу будет представлять вся группа.