О сказке «Царевна-лягушка»

Славянская мифология в сказках

Волшебная сказка зародилась во времена язычества и сохранила мифологические представления о мире. Каждая сказка начинается с того, что главный герой уходит из обычного мира. Возвратившись обратно, он переходит из одного царства в другое, становится царем. Ему помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, водяной царь, леший, животные. По представлениям древних людей, мудрость можно было получить только от предков. Но они находятся в другом мире, поэтому каждая волшебная сказка говорит о путешествии в «тридевятое царство», иной мир. Вспомните сказку о Царевне-Лягушке и прочитайте комментарий к ней, и вы увидите, как связаны миф и сказка.

 

Сказка «Царевна-Лягушка»

Известно, что у сказки «Царевна-Лягушка» 24 варианта, значит, она совершенствовалась со временем и недаром считается одной из лучших народных сказок. Главные герои и сам сюжет сказки знакомят нас с народными нравственными заветами. А мысли, пронизывающие текст, учат не судить о человеке только по внешнему виду, а оценивать его по делам и внутренним достоинствам.

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, гордость, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.

Сказки возникли на основе мифов, в сказках отразились мифологические представления древних. Но часто получается, что все, что кажется таким привычным в сказках и не останавливает на себе внимания: превращения в животное, долгое путешествие в неведомую страну, животные-помощники и многое другое, – появилось не случайно и внимательному взгляду может открыть много нового о жизни древнего человека.

В сказке «Царевна-Лягушка» выпущенная из лука стрела решила судьбу Ивана-царевича. Древние люди доверяли богам во всем, в том числе и в выборе невесты, поэтому стрела главного героя оказывается у лягушки и спорить с этим «повелением свыше» никто не может.

Лягушка по представлениям древних славян – существо подземного мира, лягушачья кожа на Василисе – знак ее мудрости, причастности к тайнам предков, ведь она побывала в ином мире, где ее и заколдовали. Об этом говорят и чудеса в области рукоделия, кулинарии и танца, которые она показывает в соревновании с другими женами.

Нарушенный запрет – сжигание лягушачьей кожи – перемещает Василису в другой мир, куда и отправляется за ней Иван-царевич.

Само по себе царство Кощея Бессмертного – это мир Велеса, откуда не возвращаются, где накоплены громадные богатства мудрости и золота. Интересно, что в этом мире помогают главному герою животные, покровителем которых и был Велес. Они представляют три стихии – водную (щука), небесную (ворон, селезень) и земную (медведица). Они платят добром за добро – и это основная мысль сказки.

«Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается». К числу образов, возникших на древней жизненной основе, относится образ мудрой старухи-помощницы. Редкая волшебная сказка обходится без рассказа о Бабе Яге, которая, однако, оказывается весьма заботливой и внимательной к герою. Припомним, какими чертами и какой ролью наделена Яга. Она живёт в дремучем лесу, в диковинной избушке на курьих ножках. По чудесному заклятию «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом» избушка поворачивается к герою, и он входит в это странное жилище. Баба Яга встречает смельчака неизменным традиционным ворчанием и пофыркиванием.

В. Я. Пропп в своём исследовании о сказке писал, что Яге не по себе от запаха живого человека. «Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мёртвых страшен и противен живым». Баба Яга – для мира живых – мертвец. Она лежит поперёк своей избы «из угла в угол, нос в потолок врос». Изба тесна Яге, в ней она как в гробу. Баба Яга – слепая: она не видит героя, а чует его по запаху. В Яге, по-видимому, люди видели предка по женской линии, обитавшего за той гранью, которая отделяет живых людей от мёртвых. Культ предков по женской линии тесно соприкасался с культом природы. Этим и объясняется особая власть старухи над живым миром природы, да и в ней самой много черт от животного. Имя ее образовано от корня со значением «змея». Некоторые ученые считают, что имя Яга и имя Нагайна из сказки Р. Киплинга «Рикки Тики Тави» – родственные слова. В некоторых сказках Ягу заменяет козёл, медведь, сорока. Сама Яга обладает способностью превращаться в разных птиц и зверей. Близость Яги к мифическим образам владык мира природы объясняет и особый характер её избушки на курьих ножках. Изба, напоминающая своей теснотой гроб, свидетельство поздней поэтической разработки древнего обычая хоронить покойников на деревьях или на помосте.

Баба Яга рассказала Ивану-царевичу, что жена его находится у Кощея Бессмертного, а также поведала, как с ним справиться: найти гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров – в безбрежном море. Смерть самого Кощея (его имя происходит от древнего слова «кош» – судьба) находится на уже знакомом нам «мировом древе» – дубе. Яйцо, в котором спрятана смерть, общий для многих народов образ плодородия и жизни. Этот образ связан с подземным миром, потому что причину хорошего или плохого урожая всегда искали под землей.

В яйце как бы материализовано начало жизни, это то звено, которое делает возможным непрерывное размножение. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Смерть Кощея, говорится в данной сказке, «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт». Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки иглу, ломает кончик – и вот «сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть».