Федоров Сергей. По рисункам Доменико Скотти.
Победа при Тарутине над Мюратом, Королем Неаполитанским 6 октября 1812 года

(Лист 2). 1814 г. Россия, г. Санкт-Петербург. Под "смотрением": Карделли С.
Бумага вержированная, офорт. Л.53,6x67,3; И.45,4x61,9.

       Асимметричная композиция, в центре которой на фоне клубов дыма изображен фельдмаршал Кутузов в сопровождении генерала барона Бенигсена. Обернувшись, Кутузов разговаривает с графом Орловым-Денисовым и графом Остерманом, изображенными слева. Передний план отмечен слева внизу пушкой, справа - фигурами двух лежащих французских солдат. Вверху слева изображение фланкируют высокие ели. Перспектива открывается в правой части. На среднем плане батарея орудий, среди которых происходит поединок за знамя (на древке одноглавый орел) между всадником (на попоне вензель Александра I) и пешим французом. Слева линия горизонта закрыта дымом, справа на линии горизонта церковь с колокольней, крыши домов и правее еще одна церковь - пятикупольная. Композиция гравюры представляет собой весьма распространенный тип равновесия, когда заполненный (темный, тяжелый) ближний план соответствует малозаполненному (или свободному от изобразительной информации, светлому и легкому) глубокому пространству дальнего или среднего плана. В данном случае композиция усложнена, во-первых: наличием центральной, акцентированной тональным контрастом - Кутузов на белой лошади - части; во-вторых, осью симметрии, которой в данном случае является диагональ из левого верхнего угла - в правый нижний, а не вертикаль. Левый нижний темный угол, образуемый кулисами из елей и темной полосой земли, соответствует верхнему правому - легкому и светлому, занятому только изображением облаков. В нижнем поле текст: слева по-русски, справа по-французски. Между ними Двуглавый орел с вензелем Александра I.
       Комментарий: К истории создания серии "Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствие достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем в 1812 году". Действительным инициатором издания серии является Доменико Скотти (1780-1825), исторический живописец, работавший до войны преимущественно в Москве. Карделли был привлечен для руководства переводом в офорт рисунков Скотти, поскольку был известен в издательских кругах Петербурга как гравер, работы которого продавались и рекламировались книгопродавцами Глазуновым, Заикиным, Ступиным. Можно сказать, что он монополизировал в послевоенном Петербурге гравирование портретов героев 1812 года. Серия состоит из двенадцати офортов, исполненных И.Беггровым и С.Федоровым "под смотрением" С.Карделли по рисункам Д.Скотти. (Григорьев Р. Серия "Двенадцать гравированных картин..." (1814-1815) и ее создатели (к 175-летию Отечественной войны 1812 года). - в Сб.: Сообщения ГЭ. LIII, с. 20-13). С точки зрения техники гравирования листы этой серии не отличаются тщательностью и изяществом исполнения. Более того, гравюры производят даже несколько архаичное впечатление, но вместе с тем, им нельзя отказать в особой художественной выразительности. См.(http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=128053).
       Федоров Сергей - гравер на меди. Ему принадлежат 6 досок (из числа 12) баталий 1812 г., изданных Кардели и гравированных с рисунков Скотти: 1) Сражение при Бородине; 2) Победа при Тарутине; 3) Победа при Колотском монастыре; 4) Победа при городе Духовщине; 5) Разбитие маршала Нея при Красном; 6) Разбитие Наполеона при переправе через Березину и 7) Рассвет, виньетка к нотам: летящая женщина с цветами в руке. (Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., стр. 803.)
       Тарутинский бой - сражение 18 октября 1812 в районе села Тарутино, произошедшее между русскими войсками под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова и французскими войсками маршала Мюрата. Бой также называется битвой под рекой Чернишнею или сражение в Винково. Победа при Тарутине была первой победой русских войск после Бородина. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление. План атаки разработал генерал-от-кавалерии Беннигсен, начальник главного штаба у Кутузова. Разгрома Мюрата не получилось вследствие промахов как в планировании атаки, так и в нечётком исполнении войсками намеченных планов. По подсчётам историка М. И. Богдановича реально в бою с русской стороны поучаствовали 5 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы. Следует отметить явное нежелание Кутузова ввязываться в сражение с французами. Главнокомандующий русской армии считал ненужными боевые действия в тот момент, когда время работало на Россию. По другим сведениям Кутузов получил известия о готовящемся отходе Наполеона из Москвы и не желал отдалять войска от лагеря. Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъема духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом - 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2500 убитых французах, 1000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых[3]. Военный историк Богданович в своем труде приводит ведомость потерь русской армии, где значатся 1200 человек (74 убитых, 428 раненых и 700 пропавших без вести Несогласованность на поле боя вызвала обострение давнего конфликта Кутузова и Беннигсена и привела к удалению последнего из армии.