Уроки 6–7. Проект «Записная книжка»

Практическая задача проекта – изготовление записной книжки с фотографиями, телефонами и датами рождений всех учеников класса для каждого учащегося. Как и в ситуации с визитными карточками, изготовление записной книжки достаточно актуально в начале 1 класса – дети еще плохо друг друга знают, плохо умеют писать. Ребятам еще трудно будет самим заполнить записную книжку, чтобы она выглядела красиво и аккуратно. В этом им поможет компьютер.

Методическая цель проекта – первое знакомство с базой данных (пока, конечно, очень простой), первое знакомство с процессом сбора информации, ее обработки и хранения (ведь записная книжка – это ни что иное, как хранилище собранной информации!).

План проведения проекта

Первый урок

1. Подготовительный этап.
2. Заполнение учащимися анкеты с собственными данными.

Второй урок

3. Работа с распечатанными страницами – вырезание, формирование записной книжки.
4. Работа над индивидуальной обложкой.
5. Окончательное изготовление собственной записной книжки.

Первый урок проекта. Подготовительный этап

Как и проект «Мое имя», это проект требует небольшую предварительную подготовку перед уроком. Вам понадобится цифровая фотография каждого ребенка (портрет). Можно либо попросить родителей передать такую фотографию на дискете, либо сфотографировать детей в школе цифровым фотоаппаратом. Фотографии должны быть вертикальные, чтобы лицо на них было достаточно крупным – как фотографии на документы.

Файлы фотографий нужно как-то удобно назвать (например, фамилией ребенка) и положить в одну папку, а папку в какое-нибудь доступное место на сервере. Попросите администратора вам в этом помочь. Запомните (или даже запишите), как называется папка с фотографиями и где она лежит. Важно проследить, чтобы все файлы с фотографиями были записаны в формате JPG с компрессией Normal, а имена файлов были обязательно написаны только латиницей.

Нажмите на ссылку «Загрузить фотографии» и загрузите фотографию каждого ученика, нажав на соответствующую кнопку напротив имени учащегося.

Еще нужно попросить родителей написать записку с номерами домашнего или сотового телефонов и домашнего и электронного адреса ребенка – ведь дети наверняка не помнят их наизусть.

Перед тем, как учащиеся сядут за компьютеры, чтобы вносить свои данные, необходимо поставить задачу проекта, объяснить им, чем они будут заниматься и зачем это нужно. На уроке каждый запишет только свои данные, но при помощи компьютера в конце проекта каждый получит записную книжку с данными всех учеников класса!

Что касается средств реализации этой задачи, то в данном случае таким средством является электронная поддержка, то есть заранее заготовленный шаблон для введения данных. Это надо упомянуть при постановке задачи, но подробно описывать работу с шаблоном не нужно, лучше это сделать индивидуально, уже посадив ребят за компьютеры. Прежде чем дети начнут работу в этом проекте убедитесь, что на каждом компьютере русский язык выбран как основной.

Итак, дети сели за компьютеры, напечатали свою фамилию в поле «ЛОГИН», нажали кнопку «ВОЙТИ», выбрали курс «Информатика 1» и попали на главный экран курса. Теперь нужно найти название проекта и кликнуть на него мышкой. При этом на экране появятся следующие окна для заполнения:

Скорее всего, учитывая предварительное обсуждение и медлительность первоклассников, на заполнение данных уйдет весь урок. Постарайтесь по ходу работы прочитать то, что написал каждый ученик и попросите исправить опечатки. Также хорошо бы сличить номера телефонов и адреса на записках от родителей с теми, которые ввели ребята.

Если времени в конце урока останется много, можно начать оформлять индивидуальные обложки для записных книжек – рисовать и раскрашивать (см. описание работы на втором уроке проекта).

Второй урок проекта. Предварительная подготовка

Вторая часть проекта тоже потребует предварительной подготовки. Вам нужно будет заранее просмотреть список всех записей учащихся, внести, если нужно, коррективы и вывести на печать столько экземпляров, сколько учеников в вашем классе.

Для предварительного просмотра щелкните на ссылку «Печать: одна сторона». На экране появится вся записная книжка со всеми записями детей, скомпонованная для печати (без оборота). Ее легко просмотреть и найти места, которые нуждаются в исправлении. Чтобы исправить что-то в записи, относящейся к конкретному учащемуся, нужно нажать на название проекта, и в таблице найти ссылку на работу этого учащегося - откроется экран с его записями. Исправьте то, что необходимо, нажмите кнопку «Сохранить и выйти».

После того, как все ошибки будут исправлены, можно приступать к печати. В зависимости от того, какими средствами печати вы располагаете, мы сформировали два вида записной книжки для печати. Если вы готовы распечатывать листы с оборотом (печатать на обеих сторонах листа), воспользуйтесь ссылками «Печать: две ст./нечетные» и «Печать: две ст./четные» Если вы будетее печатать на одной стороне листа, то вам понадобится ссылка «Печать: одна сторона». Затем запустите сформированный список в печать. Распечатку книжки лучше делать на цветном принтере, чтобы фотографии детей получились яркими. Но, конечно, если цветного принтера в школе нет, то сгодится и черно-белый – распечатанные на нем фотографии все равно будут вполне различимы.

Каждая распечатанная страница будет состоять из четырех карточек. Дети должны будут разрезать страницы на карточки, сложить их в стопку (по алфавиту, обернуть обложкой и сшить в край. Получится небольшая записная книжка-альбомчик.

Еще вам нужно сделать заготовки для обложек, которые дети будут оформлять сами. Размер заготовки – половина страницы формата А4 (разрезанной вдоль длинной стороны). Получатся такие длинные полоски, которые дети должны будут сложить пополам и вставить в них стопки карточек. Здесь все зависит от вашей фантазии, желания и уровня детей в вашем классе. Можно просто ограничиться тем, что заготовить необходимое количество (чистых) полосок бумаги. А можно к этому добавить заготовки для названия и оформления (например, распечатать слова «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА» разными цветами и разными размерами, чтобы дети могли вырезать и наклеить).

Для того, чтобы помочь детям быстро сложить карточки в нужном алфавитном порядке, заготовьте также файл со списком фамилий детей класса, расположенных в алфавитном порядке.

Второй урок проекта. Формирование записной книжки

Итак, на втором уроке проекта компьютер детям не понадобится. Они будут работать ножницами, раскрашивать, собирать и сшивать книжку.

В начале второго урока проекта каждый ребенок получает распечатку полной записной книжки. Покажите, детям, как нужно разрезать листы на отдельные карточки. После того, как все листы окажутся разрезанными на 4 карточки каждый, детям предстоит собрать карточки в определенном порядке. Дело это не простое, потому что первоклассники пока совсем не освоились с алфавитом, некоторые и читают еще неважно. Продумайте, как вам организовать этот этап в зависимости от уровня детей. Например, можно при помощи проектора вывести на экран заранее подготовленный список фамилий. Конечно, слабым детям в любом случае понадобится помощь. Можно организовать сильных детей, чтобы они помогли слабым. В общем, организацию этого этапа мы оставляем на ваше усмотрение.

Отдельно стоит обсудить, как быть с собственной карточкой. Эту карточку можно оставить в общей стопке, можно вынуть и, например, использовать ее для оформления обложки. Оставьте решение на усмотрение самих детей. Важно только, чтобы при вынимании собственной карточки общий порядок карточек не пострадал.

Готовую упорядоченную стопку карточек стоит скрепить большой скрепкой или прищепкой, чтобы карточки не разлетелись и не надо было начинать все сначала.

Изготовление обложки

Стопки с карточками у всех детей получатся совершенно одинаковыми (с точностью до собственной карточки). Чтобы все-таки в результате у каждого ребенка получилась его собственная, индивидуальная записная книжка, стоит уделить достаточно много времени изготовлению и украшению обложки.

Раздайте детям заготовки. Попросите их сложить пополам. Примерьте обложку к стопке – покажите, как будут выглядеть окончательная книжка, чтобы дети разобрались, с какой стороны будет лицевая часть обложки, а с какой – обратная.

Мы оставляем процесс изготовления обложек на ваше усмотрение. Фантазия здесь ничем не ограничена. Если есть возможность использовать дополнительно урок труда, то и время будет не особо ограниченным. Здесь возможна и апликация из бумаги, и апликация из ткани и другие техники украшения. Важно напомнить детям, что на обложке нужно обязательно написать имя и фамилию – чтобы всем сразу было понятно, кому принадлежит книжка.

После того, как обложки будут изготовлены, нужно вставить стопку карточек в обложку и сшить степлером в двух местах, отступив от края на 5–7 мм.

Заключительные комментарии

Как и большинство проектов, мы советуем этот проект закончить общим обсуждением, подведением итогов проекта и выставкой сделанных работ. Напомните детям основную идею проекта: компьютер помог собрать информацию обо всех учениках класса и в результате каждый получил свою записную книжку, в которой есть информация о каждом. Термин «информация» здесь вполне уместен, не смотря на то, что мы с детьми еще его не обсуждали. Но в этом и состоит одно из преимуществ проектного урока – на нем можно обсуждать то, «что еще не проходили», если обсуждение интересно и понятно детям из общего контекста и общения.