А.Н.БЕНУА. Фантазия на Версальскую тему. 1906

А.Н. Бенуа был идейным руководителем объединения «Мир искусства», издававшего одноименный журнал, в котором художник являлся заведующим ретроспективным отделом. Журнал освещал вопросы искусства в самом широком плане – литературу, театр, музыку, изобразительное искусство.

Объединение «Мир искусства» возникло в 1900 году. Художники этого сообщества выдвигали на первый план понимание искусства как самодостаточной эстетической сферы. Тематика их творчества уходила как можно дальше от бытового жанра (носителя вопросов общественного характера у передвижников) и расхожих мифологических сюжетов с примесью сентиментализма в академическом искусстве.

Мирискусники – А.А. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. .Лансере, М.В. Добужинский и другие – культивировали в своем творчестве темы дворянской культуры XVIII – первой половины XIX века, культурный артистизм и художественность. Они переживали прошлое через призму современного мироощущения и видели много недооцененного или забытого в культуре прошлых веков.

А.Н. Бенуа часто обращался к эпохе Людовика XIV – этого Короля-Солнца, при дворе которого во Франции процветали изящные искусства. Художник создал целую серию на версальскую тему.

«Фантазия на версальскую тему» – типичный пример так называемого ретроспективного жанра мирискуссников, в котором мотивы пейзажа, бытового жанра или портрета не вырастают в самостоятельный жанр, а имеют подчиненную роль. Все предметы изображения работают на одну цель – выразить культурное и эмоциональное переживание главного героя эпохи, к которой обращается художник. При этом Бенуа не стремится воскресить художественный почерк интересующего его времени, а вырабатывает свою стилистику, в целом ряде моментов близко соприкасающуюся с модерном. Он находит полушутливую, полуироничную, но в тоже время глубоко лирическую интонацию, окрашивающую почти что кукольный мир ретроспективного жанра, где скульптурные группы парка словно оживают, являясь свидетелями давно минувших дней.