Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО)

Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (ИИСС)

 

Методические рекомендации по использованию

ИИСС «Электронные учебные модули по математике «Описанная и вписанная окружности». «График квадратичной функции». 7 – 9 классы».

 

Содержание

1. Введение.                                                                                                                       

2. Планирование учебной деятельности.                                                                       

3. Состав ИИСС.                                                                                                                           

4. Формы и методы организации учебного процесса на основе ИИСС.                   

5. Примеры конспектов уроков с применением элементов ИИСС.                           

Приложение 1

Элементы интерфейса.                                                                                                     

           

Приложение 2

Краткая инструкция по работе с инструментом «Интерактивный чертежник».      

 

1. Введение

Методические рекомендации описывают возможные приемы использования электронных учебных модулей как комплексно в рамках конкретного учебно-тематического плана так и фрагментарно.

Учителю-экспериментатору рекомендуется провести апробацию ИИСС по двум направлениям:

1 – использование учебных модулей при работе на уроках с соответствующими темами;

2 – выборочное использование отдельных цифровых ресурсов (в том числе свободно отчуждаемых от учебного модуля) при изучении курса алгебры и геометрии.

В методических рекомендациях дана таблица с распределением материалов учебных модулей (в соответствии с поурочным тематическим планом). Используя эту таблицу, учитель-апробатор может запланировать применение материалов модулей в блоке уроков или в отдельных учебных эпизодах.

В состав ИИСС входят два программных модуля «Описанная и вписанная окружности» и «График квадратичной функции».

Степень соответствия ИИСС требованиям к уровню подготовки ученика, являющимся частью государственного образовательного стандарта

Предметное содержание ИИСС, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе работы с материалами электронного модуля полностью соответствуют государственному стандарту общего образования.

 

2. Планирование учебной деятельности

Поурочное тематическое планирование учебной деятельности  по данному ИИСС.

Учебный модуль по теме «График квадратичной функции» можно использовать при изучении следующих тем:

Тема 1. Определение квадратичной функции.

Тема 2. Функция y=x2 и ее график.

Тема 3. Функция y=ax2 и ее график.

Тема 4. Функция y=ax2 + c и ее график.

Тема 5. Функция y=ax2 + bx + c и ее график.

Тема 6. Три формы представления квадратичной функции (основная, каноническая, факторизованная).

 

Учебный модуль по теме «Вписанная и описанная окружность» можно использовать при изучении следующих тем:

Тема 7. Вписанная в многоугольник окружность (определение, свойства).

Тема 8. Построение вписанной в треугольник окружности.

Тема 9. Свойства четырехугольника, описанного около окружности.

Тема 10. Построение окружности, вписанной в четырехугольник.

Тема 11. Окружность, описанная около многоугольника.

Тема 12. Построение окружности, описанной около треугольника.

Тема 13. Свойство четырехугольника, вписанного в окружность.

Тема 14. Построение окружности, описанной около четырехугольника.

Тема 15. Вывод формулы площади трапеции.

 

Примерное поурочное планирование и его соответствие темам учебных модулей

 

Алгебра 8 класс

Вариант 1 (по учебнику Алимов Ш.А. и др.).

п/п

Тема урока и к-во часов

№ темы

модуля

КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (16 ч.)

1

Определение квадратичной функции (1 ч.)

1

2

Функция y=x2 (1 ч.)

2

3

Функция y=a*x2 (3 ч.)

3, 4

4

Функция y=a*x2+b*x+c (3 ч.)

5, 6

5

Построение графика квадратной функции (5 ч.)

6

 

Вариант 2 (по программе углубленного изучения математики).

п/п

Тема урока и к-во часов

№ темы

модуля

КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ. (24-28 ч.)

1

Функция. Область определения и область значения функции. (3 ч.)

 

2

Свойства функции. (2 ч.)

 

3

Квадратный трехчлен и его корни. (2 ч.)

 

4

Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. (2 ч.)

 

5

Функция y=ax2, и её свойства. (2 ч.)

1, 2, 3

6

Графики функций y=ax2+n и y=a(y-n)2. (2 ч.)

4

7

Построение графика квадратичной функции. (4 ч.)

5, 6

8

Решение неравенств второй степени с одной переменной. (4 ч.)

 

9

Решение неравенств методом интервалов. (3 ч.)

 

10

Подготовка к контрольной работе. (1 ч.)

 

 

Алгебра 9 класс

Вариант 1 (по учебнику Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К.И., Суворова С.Б.).

п/п

Тема урока и к-во часов

№ темы

модуля

ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ (36 ч.)

1

Квадратичная функция. (4 ч.)

1

2

Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. (8 ч.)

5, 6

3

График функции у = ах2. (6 ч.)

1, 2, 3

4

Парабола как геометрическое место точек плоскости. (6 ч.)

1

5

График функции у = ax2 + bх + с. (6 ч.)

5, 6

6

Свойства квадратичной функции (6 ч).

2 - 6

 

Геометрия

Вариант 1 (по учебнику для 7-9 классов  общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасян,  В.Ф.Бутузов,  С.Б.Кадомцев и др.)

п/п

Тема урока и к-во часов

№ темы

модуля

ОКРУЖНОСТЬ (20 ч.)

1

Взаимное расположение прямой и окружности. Каса­тельная к окружности (3 ч).

 

2

Центральный и вписанный углы  (4 ч).

 

3

Четыре замечательные точки треугольника (3 ч).

 

4

Вписанная и описанная окружности. Теорема о вписан­ном угле (4 ч).

7, 11

5

Решение задач (1 ч).

 

6

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1 ч).

 

7

Расширенная теорема си­нусов.

 

8

Многоугольники и окружности.

8, 10, 12, 14

9

Теоремы о впи­санных и описанных выпуклых четырехугольниках.

9, 13

 

Соотнесение ИИСС с действующими программами по базовым предметам, возможность использования ИИСС при организации обучения по существующим  учебникам

В зависимости от поурочного тематического плана по УМК конкретного автора перечисленные  выше темы могут соответствовать одному или более учебным часам. Кроме того модуль может использоваться фрагментарно на уроках сопутствующей тематики. В этом случае преподаватель должен отобрать материала модуля, используя подробное описание его содержания.

 

3. Состав ИИСС

ИИСС представляет собой электронный учебный модуль, состоящий из листаемых страниц, каждая из которых содержит порцию предметной информации и необходимые активные элементы для освоения материала и новых учебных навыков.

Общая структура ИИС:

1.      Страница оглавления.

2.      Содержательные страницы.

3.      Статистика урока – отображение результатов просмотра всех страниц и выполнения заданий на этих страницах.

Страницы ИИСС содержат следующие информационные источники и инструменты:

п/п

Название

Краткое описание

Методические приемы

1

Текст «важно знать»

Краткий текстовый фрагмент, содержащий важное положение, вывод, свойство и т.п.

Вариант 1

Использовать для актуализации имеющихся знаний, для повторения пройденных положений и уточнения учебной задачи, сформулированной и решаемой с применением материалов страницы.

Вариант 2

На основе такого текста можно формулировать дополнительные вопросы и задания.

Вариант 3

В случае высокого уровня сложности поставленной на странице учебной задачи, можно использовать в качестве помощи (наводящей, не прямой подсказки).

2

Рисунок – определение

Содержит текстовый фрагмент и наглядный чертеж к нему.

Вариант 1

Использовать как визуальную основу для точной записи в рабочей тетради учащихся.

 

 

 

Вариант 2

По тексту или рисунку можно сформулировать несколько простых уточняющих вопросов.

3

Аудио фрагмент

Текст с формулировкой понятия, правила, закона со звуковым дублированием.

Вариант 1

Чтение и прослушивание определения с целью более качественного его усвоения.

Вариант 2

Сформулировать ряд простых уточняющих вопросов по тексту определения.

4

Аанимационный ролик

 

Видеоряд, иллюстрирующий понятия, свойства, построение фигур, вывод формулы и т.п.; в некоторых роликах присутствует стоп-кадр в виде интерактивного рисунка; при проведении курсора по рисунку графически выделяются различные его элементы (буквы, части фигур, линии, точки и т.п.).

Вариант 1

Просмотреть анимацию и обсудить.

Вариант 2

Подготовить вопросы и проверить ответы, используя выборочный просмотр определенных моментов анимации.

5

Интерактивный рисунок

Набор готовых графических форм, которые можно выбирать, перемещать, изменять размеры и другие параметры. В каждом интерактивном рисунке имеется текстовый комментарий, который можно проявить или скрыть.

Вариант 1

Использовать в качестве исследовательской площадки для получения необходимых сведений и формулирования выводов. Наличие текстового комментария позволяет проверять гипотезу, полученную на основе работы с интерактивным рисунком.

Вариант 2

Использовать в качестве экспериментально проверки ответа на поставленную заранее задачу.

6

Интерактивное упражнение

Содержит текст задачи и средства для формулирования ответов. Имеется возможность проверить правильность ответа. Предлагаются упражнения 5-ти видов:

1 – указать один правильный ответ из предлагаемых;

2 – вписать пропуски в текстовые поля;

3 - указать несколько правильных ответов из предлагаемых;

4 – поместить графическую или текстовую заготовку на соответствующее место;

5 – указать соответствие.

Вариант 1

Выполнение упражнения с целью закрепления изученного материала.

Вариант 2

Проведение опроса учащихся на основе заданий интерактивного упражнения (как устная работа учащихся у доски так и письменная по демонстрируемому заданию).

Вариант 3

Тренировочная работа учащихся с заданиями в компьютерном классе (индивидуальное выполнение заданий за персональным компьютером в качестве закрепления или самопроверки).

7

Виртуальный чертежник (для модуля «Вписанная и описанная окружности»).

Интерактивная сцена для выполнения простейшего электронного чертежа на плоскости.

Вариант 1

Демонстрация правильного выполнения чертежа при изучении нового материала.

Вариант 2

Демонстрация простейших геометрических построений (серединный перпендикуляр, параллельные прямые, биссектриса угла, деление отрезка на n равных частей и т.п.).

Вариант 3

При выполнении чертежа намеренно допускать ошибки, чтобы учащиеся их исправляли.

Вариант 4

Проведение опроса по построению с помощью циркуля и линейки. Либо каждый следующий шаг построения выполняет новый учащийся, либо один учащийся выполняет полный чертеж, либо в режиме «учебной игры» каждая команда на время выполняет чертеж.

8

Гид

Текст с описанием рекомендуемой последовательности использования материалов страницы для наиболее эффективного усвоения учебной информации.

Просматривать в начале урока в качестве введения, определения учебных целей.

 

Карточка ответа – Карточка, которая проявляется при проверке правильности выполнения упражнения, содержит информацию:

1 – сколько всего действий выполнено (должно быть выполнено) внутри данного задания;

2 – сколько из них правильно выполненных действий;

3 – сколько из них не правильно выполненных действий;

4 – результат выполнения данного задания (в %);

5 – показать правильные ответы.

 

Страница статистики – отображает информацию об объеме выполненных заданий  а так же о количестве использованных подсказок.

 

Обратите внимание на то, что в предлагаемом прототипе ИИСС не рабочим (эскизным) являются элементы «6 – Интерактивное упражнение», «Карточка ответа» и «Страница статистики».

 

Подробное содержание страниц учебных модулей.

Модуль «График квадратичной функции»

Страница 1. Содержание

Вписанная и описанная окружность

Содержание

1.      Свободное падение в вакууме.

2.      Функция y = x2 и y = -x2.

3.      Функция yx2.

4.      Функция yx2 + с.

5.      Функция y=а(x - b)2.

6.      Функция y=а(x - b)2 + с.

7.      Основная форма представления квадратичной функции.

8.      Квадратичная функция в приведенной форме.

9.      Квадратичная функция в приведенной форме (2).

10.  Три формы представления квадратичной функции.

11.  Статистика урока.

 

Страница 2. Свободное падение в вакууме.

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

2_1

Анимационный ролик

 

Пример квадратичной функции

Пример квадратичной функции.

Иллюстрирует получение квадратичной зависимости при рассмотрении уравнения свободного падения тела в вакууме.

2_2

Интерактивное упражнение

Использование уравнения движения (квадратичной зависимости) для решения физической задачи

Камень погружается в воду. На какой глубине он окажется через 2,5 с?

Предлагается найти глубину погружения камня.

 

2_3

Аудио фрагмент

 

Что такое квадратичная функция

Функция вида y = ax2 + bx + c где a, b, c – некоторые числа и a ¹ 0, х – независимая переменная, y – зависимая переменная, называется квадратичной функцией.

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

2_4

Что такое парабола

График квадратичной функции называется параболой.

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

2_5

Анимационный ролик

Геометрическое построение параболы

Геометрическое построение параболы.

Иллюстрирует 5 шагов геометрического построения множества точек произвольной параболы.

Рассматриваемые вопросы: директриса, фокус, построение параболы как геометрического места точек.

 

 

Страница 3. Функция y=x2 и y=-x2

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

3_1a

Интерактивное упражнение

 

Таблица значений функциональной зависимости

Область определения первой функции – действительные числа. В таблице даны значения этой функции для нескольких значений аргумента. Выберите формулу для записи этой функции.

Предлагается определить уравнение функции по таблице ее значений

3_1b

Координаты точек параболы

Определите координаты точек параболы y = x2.

Предлагается вписать координаты точек, принадлежащих изображенной параболе

3_1c

Координаты точек параболы

Укажите точки, принадлежащие параболе y = -x2.

Предлагается по координатам указать точки, которые принадлежат параболе, заданной уравнением

3_2

Анимационный ролик

 

Графики функций y=x2 и y=-x2

Функция y = x2 и y = -x2.

Иллюстрирует сравнение графиков квадратичных функций y = x2 и y = -x2.

Рассматриваемые вопросы: свойства параболы y = x2 и y = -x2, вершины этих парабол, их область значений, получение параболы y = -x2 из параболы y = x2 отражением относительно оси ОХ, симметричность точек парабол y = x2 и y = -x2 относительно оси ОХ.

 

Страница 4. Функция y=ax2

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

4_1a

Интерактивное упражнение

 

Графики функции y=ax2 в зависимости от значения параметра а.

Подберите математическую запись функции для каждого графика.

Предлагается к каждому изображенному графику подобрать соответствующую запись уравнения параболы

4_1b

Интерактивный рисунок

Графики функции y=ax2 в зависимости от значения параметра а.

Исследуйте, как значение коэффициента а влияет на форму параболы.

Предлагается интерактивно изменять значение параметра а, прорисовывается соответствующий уравнению график. Дается текстовая формулировка наблюдаемого и следствие.

СЛЕДСТВИЕ:

Если a > 0 и увеличивается, то ветви парабол yax2 и y = -ax2 приближаются к оси OY.

4_2

Текст

Некоторые свойства функции y=ax2

Точка (0, 0) является вершиной параболы y = ax2.

Сжатие параболы относительно оси OY определяется значением коэффициента а.

Если а = 0 то мы получаем функцию y = 0, графиком которой является ось OX.

4_3

Учебная игра

Попади параболой между точками. Вершина параболы в точке (0; 0).

На рисунке дается пара точек с одинаковой ординатой. Необходимо так подобрать значение параметра а, чтобы ветвь параболы прошла между указанными точками.

ИНСТРУКЦИЯ:

Укажите пару точек с одинаковой ординатой.

Вершина параболы находится в точке (0, 0). Парабола проходит между двумя данными точками.

Напишите возможную формулу параболы, график которой имеет такой вид.

 

Страница 5. Функция y=ax2 + c

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

5_1

Интерактивный рисунок

Графики функции y= ax2 + c в зависимости от значений параметров а и с.

Впишите значение коэффициента а. Изменяйте значение коэффициента с. Что наблюдаете?

Предлагается интерактивно изменять значения параметров а и с, прорисовывается соответствующий уравнению график. Дается текстовый вывод наблюдения.

5_2

Интерактивное упражнение

 

Графики функции y= ax2 + c в зависимости от значений параметров а и с.

Найдите уравнение, соответствующее каждому графику.

Предлагается к каждому изображенному графику подобрать соответствующую запись уравнения параболы

5_3

Учебная игра

 

Попади параболой между точками Вершина параболы в точке (0; y).

На рисунке дается пара точек с одинаковой ординатой. Необходимо так подобрать значения параметров а и с, чтобы ветвь параболы прошла между указанными точками.

ИНСТРУКЦИЯ:

Запишите координаты вершины параболы и любых двух точек с одинаковой ординатой.

Парабола проходит между двумя данными точками.

Напишите возможную формулу для такой параболы.

5_4

Текст

Вывод о получении графика функции y= ax2 + c из графика функции y= ax2.

Для получения графика функции y= ax2 + c необходимо график функции y= ax2 перенести на вектор (0; с).

Вершиной параболы y= ax2 + c является точка (0; с).

 

Страница 6. Функция y=a(x-p)2

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание, перевод

6_1

Интерактивный рисунок

Графики функции y=a(x-р)2 в зависимости от значений параметров а и b.

Укажите значение коэффициента а. Изменяйте значения параметра р. Что наблюдаете?

Предлагается интерактивно изменять значения параметров а и р, прорисовывается соответствующий уравнению график. Дается текстовый вывод наблюдения.

6_

Интерактивное упражнение

 

Перенос графика y=x2 на вектор

График функции f(x) переходит в график функции g(x) переносом на вектор. Какой это вектор?

6_

Уравнение графика функции вида y=a(x-р)2

Выберите уравнение, соответствующее графику.

 

Страница 7. Функция y=a(x-p)2 + c

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание, перевод

7_1

Текст

Получение графика y=a(x-р)2 + c из графика y=ax2.

Для получения графика функции

y = a(xp)2 + q необходимо график функции y = ax2 перенести на вектор (p, q), где р – смещение вдоль оси ОХ, а q – смещение вдоль оси OY.

Вершиной параболы y = a(xp)2 + q является точка (p, q).

7_2

Аудио фрагмент

Что такое каноническая форма записи квадратичной функции

Форма записи квадратичной функции

y = a(xp)2 + q называется канонической

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

7_

Интерактивное упражнение

 

График квадратичной функции

Укажите функцию, соответствующую графику.

Предлагается к каждому нарисованному графику подобрать соответствующее уравнение (уравнения записаны в различных видах)

7_

Интерактивное упражнение

 

Получение графика функции y=a(x-р)2 + c переносом на вектор

Переместите график функции f(x) на некоторый вектор так, чтобы получился график функции g(x).

Предлагается к каждой паре уравнений вида f(x)=ax2  и g(x)=a(x-р)2 + c и соответствующих им графиков подобрать векторы переноса, которые превращают график f(x) в график g(x)

7_4

Учебная игра

 

Найди координаты вектора переноса

На рисунке дается парабола и две точки на ней с координатами (вершина параболы и произвольная точка). В уравнение вида y=a(x-р)2 + c предлагается вписать правильные значения коэффициентов b и c.

ИНСТРУКЦИЯ:

Запишите значения коэффициентов р и c квадратичной функции, график которой проходит через первую точку и имеет вершину во второй точке.

У вас всего три попытки.

 

Страница 8. Основная форма представления квадратичной функции

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

8_1

Интерактивная формула

Основная форма записи квадратичной функции

Основная форма записи квадратичной функции.

y - зависимая переменная

а - ненулевая постоянная

x – независимая переменная

b - постоянная

c - постоянная

Дается запись квадратичной функции в виде y=ax2+bx+c с текстовыми пояснениями о коэффициентах а, b и с.

8_2

Текст

Особые точки параболы y=ax2+bx+c

Особые точки, лежащие на параболе y=ax2+bx+c:

8_3

Интерактивный рисунок

График функции  y=ax2+bx+c

Изменяя значения коэффициентов a, b или c, наблюдайте, как изменяется вид параболы.

Предлагается изменять коэффициенты а, b и с, автоматически прорисовывается соответствующий график.

8_4

Интерактивное упражнение

 

Уравнение параболы

Укажите номер графика, соответствующего уравнению функции:

Предлагается к каждому из трех графиков подобрать соответствующее уравнение

8_5

Учебная игра

 

График функции  y=ax2+bx+c

Предлагается к нарисованной параболе подобрать правильные коэффициенты а, b и с.

ИНСТРУКЦИЯ:

Впишите значение от -9 до 9 для любого коэффициента а, b или c. Значение коэффициента a не должно равняться 0.

Компьютер автоматически впишет значение одного из двух оставшихся коэффициентов.

Впишите значение третьего коэффициента.

Вы выигрываете, если полученный график пересекает ось ОХ в двух точках.

 

Страница 9, 10. Квадратичная функция в приведенном виде

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

9_1

Анимационный ролик

 

Как получается приведенная форма квадратичной функции

Квадратичная функция в факторизованной форме

9_2

Аудио фрагмент

Что такое приведенная форма квадратичной функции

Если y=a(x-x1)(x-x2), где а¹0 и х1, х2 – действительные числа, то говорят, что квадратичная функция представлена в факторизованной форме.

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

9_

Интерактивное упражнение

 

Коэффициенты а, b и с для квадратичной функции в приведенном виде

Дана квадратичная функция, представлена в факторизованной форме. Определите коэффициенты а, b и с для общей формы записи этой функции.

Даны четыре варианта записи квадратичной функции в приведенном виде. Предлагается найти коэффициенты а, b и с для каждого уравнения.

9_

Коэффициенты а, b и с для квадратичной функции в приведенном виде

Квадратичная функция представлена в общей форме. Найдите значения а, х1, х2 для ее представления в факторизованной форме.

Даны четыре варианта записи квадратичной функции в виде y=ax2+bx+c. Предлагается найти значения а, х1 и х2.

9_4

Анимационный ролик

Пересечение параболы с осями координат и приведенная форма

График квадратичной функции, записанной в факторизованной форме.

Иллюстрирует связь коэффициентов в приведенной записи уравнения и точек пересечения параболы с осями ОХ и OY.

9_5

Интерактивное упражнение

 

Парабола и уравнение квадратичной функции

Укажите уравнение функции, соответствующее графику.

Предлагается подобрать к каждому нарисованному графику соответствующее уравнение.

 

Страница 11. Три формы представления квадратичной функции

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

11_1

Анимационный ролик

 

Особые точки параболы

Построение графика квадратичной функции

Иллюстрирует нахождение «особых точек» параболы по различным формам записи уравнения квадратичной функции

11_2а,

б, в

Интерактивное упражнение

 

Особые точки параболы

Выберите функцию, график которой имеет вершину в точке (-1, -1)  и проходит через точку (3, 3).

Выберите функцию, которая принимает нулевые значения при х=-1 и х=3 и проходит через точку (1, -2).

Найдите квадратичную функцию, график которой проходит через точки

(0, 3), (1, 2), (-1, 8)

Предлагается к паре особых точек параболы подобрать уравнение

 

Модуль «Вписанная и описанная окружности»

Страница 1. Содержание

Вписанная и описанная окружность

Содержание

1.      Окружность, вписанная в многоугольник.

2.      Построение окружности, вписанной в треугольник.

3.      Окружность, вписанная в четырехугольник.

4.      Построение окружности, вписанной в четырехугольник.

5.      Окружность, описанная около многоугольника.

6.      Построение окружности, описанной около треугольника.

7.      Вписанный четырехугольник.

8.      Построение окружности, описанной около четырехугольника.

9.      Упражнения.

10.  Статистика урока.

 

Страница 2. Окружность, вписанная в многоугольник

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

2_1a

Анимационный ролик

 

Окружность, вписанная в многоугольник

«Описанный многоугольник.»

Иллюстрирует взаимное расположение сторон треугольника и четырехугольника и вписанной в него окружности, к определению вписанной в многоугольник окружности.

2_1b

Интерактивный рисунок

 

Окружность, вписанная в многоугольник

«Вписанная в многоугольник окружность. Укажите количество сторон многоугольника(от 3 до 20).»

Предлагается установить количество сторон многоугольника (от 3 до 31). Прорисовывается многоугольник и вписанная в него окружность, пользователь может перемещать точку касания стороны многоугольника и окружности.

2_2

Аудио фрагмент

Окружность, вписанная в многоугольник

Текстовое определение с аудио-сопровождением:

«Окружность называют вписанной в многоугольник, если все стороны многоугольника касаются окружности. Если это условие выполняется, то можно еще говорить, что многоугольник описан около окружности. »

2_3a

Интерактивное упражнение

 

Окружность, вписанная в квадрат

«Укажите точки касания квадрата и вписанной в него окружности.»

Предлагается установить точки касания сторон квадрата и вписанной в него окружности, автоматически прорисовывается описанный квадрат.

2_3b

Интерактивное упражнение

 

 

Окружность, вписанная в параллелограмм

«Укажите точки касания параллелограмма и вписанной в него окружности.»

Предлагается установить точки касания сторон параллелограмма и вписанной в него окружности, автоматически прорисовывается описанный параллелограмм.

 

Страница 3. Построение окружности, встроенной в треугольник

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

3_1

Анимационный ролик

 

Построение вписанной в треугольник окружности

«Окружность, вписанная в треугольник.»

Иллюстрирует построение вписанной в произвольный треугольник окружности

3_2

Интерактивный чертеж

 

Построение вписанной в треугольник окружности

«Постройте окружность, вписанную в треугольник.»

Позволяет выполнить построение окружности, вписанной с треугольник, используя инструменты: прямая, точка, дуга окружности, удалить линию, выбор цвета. После выполнения чертежа можно проверить его правильность.

«ИНТСТРУКЦИЯ: Если вы хотите нарисовать несколько дуг или окружностей с равными радиусами, после прорисовки первой дуги или окружности все последующие рисуйте, удерживая кнопку SHIFT».

3_3

Текст «важно знать»

Точки биссектрисы угла. Биссектрисы углов треугольника.

«Любая точка биссектрисы угла равноудалена от сторон угла. Биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке.»

 

Страница 4. Окружность, вписанная в четырехугольник

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

4_1a

Интерактивный рисунок

 

Окружность, вписанная в четырехугольник

«Проверь, в какой четырехугольник можно вписать окружность.»

Предлагается проверить, в какой четырехугольник можно вписать окружность, а в какой нет. Дается набор из 8-ми четырехугольников, пользователь может перемещать центр окружности и изменять ее радиус.

4_1b

Анимационный ролик

 

Соотношение сторон описанного четырехугольника

«Стороны четырехугольника, в который вписана окружность.»

Иллюстрирует доказательство теоремы о том, что суммы длин противолежащих сторон описанного четырехугольника равны.

4_2a

Интерактивное упражнение

 

Можно ли вписать окружность в четырехугольник

«Определите, можно ли вписать окружность в четырехугольник с данными сторонами.»

Предлагается для 4-ех вариантов четырехугольников указать, возможно или нет вписать в него окружность. На рисунке даны длины сторон каждого четырехугольника.

4_2b

4_2c

4_2d

4_3

Аудио фрагмент

Теорема о сумме длин противолежащих сторон четырехугольника, в который вписана окружность

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

«Если четырехугольник вписан в окружность, то суммы длин его противоположных сторон равны.»

4_4

Аудио фрагмент

Теорема о возможность вписать в четырехугольник окружность.

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

«Если суммы противоположных сторон четырехугольника равны, то в него можно вписать окружность.»

4_5

Текст «важно знать»

 

Во второй теореме о вписывании окружности  в четырехугольник рассматриваются только выпуклые четырехугольники. Выпуклым называется четырехугольник, любой угол которого меньше 1800. В невыпуклый четырехугольник невозможно вписать окружность.

 

Страница 5. Окружность, вписанная в четырехугольник

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

5_1a

Аудио фрагмент

Свойство биссектрис описанного четырехугольника

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

«Если в четырехугольник вписана окружность, то биссектрисы его углов пересекаются в одной точке.»

5_1b

Аудио фрагмент

Теорема о невозможности описать окружность около четырехугольника

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

«Если биссектрисы углов четырехугольника не пересекаются в одной точке, то в него нельзя вписать окружность.»

5_2a

Анимационный ролик

 

Построение вписанной в четырехугольник окружности

«Окружность, вписанная в четырехугольник.»

Иллюстрирует построение вписанной в произвольный четырехугольник окружности

5_2b

Интерактивный чертеж

 

Построение вписанной в четырехугольник окружности

 

Позволяет выполнить построение окружности, вписанной с четырехугольник, используя инструменты: прямая, точка, дуга окружности, удалить линию, выбор цвета. После выполнения чертежа предлагается указать, можно или нельзя вписать в данный четырехугольник окружность. Предлагается выполнить чертеж для 4-ех различных  четырехугольников.

«ИНТСТРУКЦИЯ: Если вы хотите нарисовать несколько дуг или окружностей с равными радиусами, после прорисовки первой дуги или окружности все последующие рисуйте, удерживая кнопку SHIFT».

5_4

Текст «важно знать»

Точки биссектрисы угла

«Любая точка биссектрисы угла равноудалена от сторон угла. Биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке.»

 

Страница 6. Окружность, описанная около многоугольника

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

6_1a

Анимационный ролик

 

Построение описанной около многоугольника окружности

«Описанная окружность.»

Иллюстрирует построение окружности, описанной около треугольника и четырехугольника

6_1b

Интерактивный рисунок

 

Окружность, описанная около многоугольника

«Описанная около многоугольника окружность. Укажите количество сторон многоугольника (от3 до 30).»

Предлагается установить количество сторон многоугольника (от 3 до 31). Прорисовывается многоугольник и описанная около него окружность. Пользователь может перемещать вершины многоугольника.

6_2a

Интерактивное упражнение

 

Окружность, описанная около квадрата

«Четыре точки лежат на окружности и отсекают на ней равные дуги. Какой четырехугольник с вершинами в этих точках вписан в окружность?»

Дана окружность, описанная около четырехугольника. Предлагается выбрать четырехугольник,  удовлетворяющий указанным условиям.

6_2b

Интерактивное упражнение

 

Окружность, описанная около трапеции

«Четыре точки лежат на окружности. Две хорды, образованные парами точек, имеют разную длину и перпендикулярны диаметру окружности. Какой четырехугольник вписан в окружность?»

Дана окружность, описанная около четырехугольника. Предлагается выбрать четырехугольник,  удовлетворяющий указанным условиям.

 

6_3

Аудио фрагмент

Теорема о невозможности описать окружность около четырехугольника

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

«Окружность называется описанной около многоугольника, если все вершины многоугольника лежат на этой окружности. Такой многоугольник можно называть вписанной в окружность.»

 

Страница 7. Построение окружности, описанной около треугольника

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

7_1

Аудио фрагмент

О возможности описать окружность около треугольника

«Окружность можно описать около любого треугольника.»

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

7_2

Анимационный ролик

Построение описанной около треугольника окружности

«Построение окружности, описанной около треугольника.»

Иллюстрирует построение окружности, описанной около треугольника

7_3

Интерактивный чертеж

Построение описанной около треугольника окружности

«Постройте окружность, описанную около треугольника.»

Позволяет выполнить построение окружности, описанной около треугольника, используя инструменты: прямая, точка, дуга окружности, удалить линию, выбор цвета. После выполнения чертежа можно проверить его правильность.

«ИНТСТРУКЦИЯ: Если вы хотите нарисовать несколько дуг или окружностей с равными радиусами, после прорисовки первой дуги или окружности все последующие рисуйте, удерживая кнопку SHIFT».

7_4

Текст «важно знать»

Точки биссектрисы угла

«Любая точка биссектрисы угла равноудалена от сторон угла. Биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке.»

 

Страница 8. Вписанный четырехугольник

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

8_1a

Интерактивный рисунок

 

Окружность, описанная около четырехугольника

«Даны различные четырехугольники. Проверьте, какие из них вписываются в окружность.»

Предлагается проверить, какой четырехугольник можно вписать в окружность, а  какой нет. Дается набор из 8-ми четырехугольников, пользователь может перемещать центр окружности и изменять ее радиус.

ё8_1b

Анимационный ролик

 

О сумме противолежащих углов вписанного в окружность четырехугольника

«Построение окружности, описанной около четырехугольника.»

Иллюстрирует теорему о сумме противолежащих углов вписанного в окружность четырехугольника

8_2a

Интерактивное упражнение

 

Какой четырехугольник вписывается в окружность

«Правильно разместите фигуры в таблице.»

Предлагается указать какие из 4-ех вариантов четырехугольников можно вписать в окружность, а какие нет.

8_2b

Интерактивное упражнение

 

Найти углы вписанного четырехугольника

«Четырехугольник вписан в окружность. Найдите неизвестные углы четырехугольника.»

Известно, что четырехугольник вписывается в окружность. Предлагается найти три неизвестных угла такого четырехугольника.

8_3

Аудио фрагмент

Вписанный четырехугольник

«Четырехугольник, имеющий описанную окружность, называют вписанным.»

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

8_4a

Аудио фрагмент

Теорема о сумме противолежащих углов вписанного в окружность четырехугольника

«Сумма противолежащих углов вписанного в окружность четырехугольника равна 1800

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

8_4b

Аудио фрагмент

Теорема о возможности вписать четырехугольник в окружность в зависимости от суммы его противолежащих углов

«Если сумма противолежащих углов четырехугольника равна 1800, то этот четырехугольник можно вписать в окружность.»

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

 

Страница 9. Построение окружности, описанной около четырехугольника

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

9_1a

Аудио фрагмент

О невозможности описать окружность около четырехугольника

«Если серединные перпендикуляры к сторонам четырехугольника не пересекаются в одной точке, то около такого четырехугольника нельзя описать окружность.»

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

9_1b

Аудио фрагмент

О возможности описать окружность около треугольника

«Если серединные перпендикуляры к сторонам четырехугольника  пересекаются в одной точке, то около такого четырехугольника можно описать окружность.»

Текстовое определение с аудио-сопровождением.

9_2a

Анимационный ролик

 

Построение описанной около четырехугольника окружности

«Построение окружности, описанной около четырехугольника.»

Иллюстрирует построение окружности, описанной около четырехугольника

9_2b

Интерактивный чертеж

Построение описанной около четырехугольника окружности

 

«Проверьте построением, можно ли описать окружность около четырехугольника.»

Позволяет выполнить построение окружности, описанной около треугольника, используя инструменты: прямая, точка, дуга окружности, удалить линию, выбор цвета. После выполнения чертежа предлагается указать, можно или нельзя вписать  данный четырехугольник в окружность. Предлагается выполнить чертеж для 4-ех различных  четырехугольников.

«ИНТСТРУКЦИЯ: Если вы хотите нарисовать несколько дуг или окружностей с равными радиусами, после прорисовки первой дуги или окружности все последующие рисуйте, удерживая кнопку SHIFT».

9_3

Текст «важно знать»

Точки серединного перпендикуляра

«Все точки серединного перпендикуляра равноудалены от концов отрезка.»

 

Страница 10. Упражнения

 

Тип

информационного ресурса

Название

Описание

10_1

Рисунок – определение

Площадь трапеции

«Площадь S трапеции вычисляется по формуле:»

Формула площади четырехугольника и поясняющий рисунок

10_2

Анимационный ролик

 

Площадь равнобокой трапеции

«Площадь трапеции.»

Иллюстрирует решение задачи на нахождение площади равнобокой трапеции, в которую можно вписать окружность.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для запуска анимации нажать правую кнопку мыши на фоне рисунка и выбрать PLAY.

10_3a

Интерактивное упражнение

 

Площадь равнобокой трапеции

«Известно, что в трапецию вписана окружность. Найдите сторону а, высоту h и площадь трапеции.»

Предлагается найти основание, высоту и площадь равнобокой трапеции, в которую вписана окружность.

10_3b

Интерактивное упражнение

Углы трапеции

«Найдите углы четырехугольника.»

Предлагается найти внутренние углы трапеции, в которую вписана окружность. Известны внешние углы при основании трапеции.

 

Страница 11. Статистика урока

Вписанная окружность, многоугольник, описанный около окружности (на стр. 2)

Построение окружности, вписанной в треугольник (на стр. 3)

Окружность, вписанная в четырехугольник (на стр. 4)

Построение окружности, вписанной в четырехугольник (на стр. 5)

Описанная окружность, вписанный в окружность многоугольник (на стр. 6)

Построение окружности, описанной около треугольника (на стр. 7)

Вписанный четырехугольник (на стр. 8)

Построение окружности, описанной около четырехугольника (на стр. 9)

Упражнения (на стр. 10)

Всего

 

Материалы предлагаемого ИИСС могут использоваться фрагментарно в различных учебных эпизодах, с различной целевой учебной нагрузкой. Кроме того, остается возможность комплексного применения последовательности из нескольких страниц ИИСС при изучении того или иного материала на уроке или дома. Очевидно, что наличие разнотипных информационных учебных элементов в ИИСС расширяют возможности его использования до сферы проектных и исследовательских работ учащихся.

Учащиеся – ИИСС может использоваться как:

- полноценное электронное учебное пособие при самостоятельном изучении материала;

- как опора при выполнении упражнений и решении задач;

- электронная среда для проведения мини-исследований по математике, и т.п..

Учителя – можно использовать ИИСС в качестве:

- электронного наглядного пособия при объяснении нового материала;

- опоры для формулирования вопросов и заданий учащимся;

- системы контроля знаний и умений учащихся (организация проверочных работ с использование элементов ИИСС в компьютерном классе или выполнение учащимися контрольных заданий дома);

- вспомогательного материала при работе с отстающими учащимися и работе с учащимися, обучаемыми на дому.

 

4. Формы и методы организации учебного процесса на основе ИИСС.

1) Фронтальная работа в классе.

При фронтальной работе по изучению нового материала можно использовать материалы учебных модулей для формирования проблемных ситуаций. При этом материал может демонстрироваться либо на одном учительском компьютере  через проектор либо на индивидуальном компьютере учащегося при работе в компьютерном классе. При работе в классе, оборудованном компьютером с проектором учитель может использовать материалы учебных модулей как при объяснении нового материала, так и на этапе закрепления знаний и их актуализации. При этом можно не только демонстрировать отдельные  страницы классу, но и вызывать учащихся «к доске» для выполнения различных заданий. Например, можно предложить учащимся в процессе обсуждения демонстрируемого материала в группах принять решение о предполагаемом задании или высказать гипотезу, сделать вывод и т.п. А затем проверить гипотезы учащихся, выполняя задания страниц и проверяя их правильность.

 

2) Освоение навыков построения графиков.

Использование интерактивных рисунков и анимационных роликов в качестве примера и указаний на правила и технику построения параболы, уравнение которой записано в различных видах.

3) Обобщающее повторение.

При работе в сетевом классе можно организовать уроки обобщающего повторения и подготовки к контролю знаний (к зачетам, самостоятельным или контрольным работам).

4) Самостоятельная работа учащихся (самообразование, домашняя работа  и т.п.).

Самостоятельная работа учащихся может быть также организована во внеурочное время, в библиотеке или на домашнем компьютере. Такая форма использования ИИСС особенно актуальна для учащихся, пропустивших занятия в школе или не имеющих возможности посещать их в течение длительного времени. Ее можно использовать и как подготовку к занятиям в классе а так же в качестве вспомогательной информационной среды для выполнения домашних заданий. Очевидно, что учитель вполне может помимо стандартных домашних заданий давать учащимся задания, выполнение которых заранее ориентировано на использование материалов учебных модулей.

Кроме того учащиеся могут использовать материалы учебного модуля при формировании конспектов, в проектной и исследовательской деятельности, в подготовке сообщений и докладов.

 

5. Примеры конспектов уроков с применением элементов ИИСС

9 класс

УРОК 1

Тема: «Функция y=ax2, y=ax2 + с, y=a(x - b)2».

Цель: ввести понятие квадратичной функции, вспомнить правила построения графика функций y=ax2, y=ax2 + с, y=a(x - b)2.

Ход урока:

  1. Устно: представить в виде квадрата двучлена

x2 + 2x + …

x2 + 3x + …

x2 – 8x + …

x2 + 11x + …

а2 + а + …

y2 – 7y + …

 

  1.  Объяснение нового материала:

1)      Задания по ИИСС:

·         Просмотреть анимационный ролик.

·         Выполнить упражнение.

2)      Дать определения квадратичной функции и параболы (записать в тетрадь и прослушать в ИИСС).

3)      Задания по ИИСС:

·         Выполнить упражнение 4а.

·         Используя интерактивный рисунок 4б, выяснить:

а) какова область определения функции y=ax2?

б) четная или нечетная функция y=ax2?

в) значения y при x=0, x>0 и x<0.

г) область значений функции y=ax2.

д) промежутки знакопостоянства и возрастания / убывания.

е) ось симметрии функции y=ax2.

ж) как влияет значение коэффициента а на расположение ветвей параболы?

 

4)      Сформулировать свойства функции y=ax2 (по результатам работы в п. 3).

5)      Задания по ИИСС: просмотреть анимацию на стр. 3 и выполнить задания (сделать соответствующие записи для каждого задания в тетрадь).

6)      Задания по ИИСС:

·         используя интерактивный рисунок на стр. 5, выяснить, как влияет число с на вид графика функции y=ax2 + с? Сделать в тетради рисунок и записать полученный вывод об изменении вида графика и его вершине;

·         выполнить упражнение на стр. 5, сделать в тетради схематический рисунок парабол и записать их уравнения.

7)      Задания по ИИСС:

·         используя интерактивный рисунок на стр. 6, выяснить, как влияет число b на вид графика функции y=a(x - b)2? Сделать в тетради рисунок и записать полученный вывод об изменении вида графика и его вершине;

·         выполнить упражнение на стр. 6, сделать в тетради схематический рисунок парабол и записать их уравнения (по заданию 6б).

 

  1. Решение задач в классе: №66, 69(а), 70(г), 72, 75, 76(б), 77(г), 78(б). При решении задач можно использовать интерактивные рисунки на стр. 4 (№66), 5 (№69 ), 6 (№70, 72, 75).

 

  1. Д.З.

Задания по ИИСС:

1)              просмотреть подсказку в игре на стр. 4 и попробуйте выполнить все игровые задания с наименьшим количеством ошибок. Сделайте записи и рисунок по двум правильно выполненным заданиям.

2)              просмотреть подсказку в игре на стр. 5 и попробуйте выполнить все игровые задания с наименьшим количеством ошибок. Сделайте записи и рисунок по двум правильно выполненным заданиям.

№65, 69(б), 70(а), 73, 78(а)

 

УРОК 2

Тема: «Функция y=ax2, y=ax2 + с, y=a(x - b)2» (урок 2).

Цель: выработать умение строить графики функций y=ax2, y=ax2 + с, y=a(x - b)2 и продолжить формирование умений выполнять преобразования этих графиков.

Ход урока:

1. Проверка Д.З.

 

2. Устно:

·         задание на выделение полного квадрата (4 квадратных трехчлена.

·         Назвать координаты вершин, направление ветвей, уравнение оси симметрии:

y = x2 – 1, y = –2x2 + 5, y = (x – 2)2, y = –3 (x + 1)2 – 4 (для проверки правильности выполнения использовать интерактивные рисунки на стр. 5, 6).

·         График функции y=ax2 проходит через точку (-8; -16). Определить знак коэффициента а и координаты еще одной точки, принадлежащей этому графику (для проверки правильности выполнения использовать интерактивный рисунок на стр. 4).

 

3. Выполнение заданий по карточкам (для проверки правильности выполнения заданий на построение графиков функций можно использовать интерактивные рисунки на стр. 4, 5, 6).

 

4. Решение задач в классе.

 

  1. Д.З.

 

УРОК 3

Тема: «График квадратичной функции и его свойства».

Цель: выработать умение строить график квадратичной функции.

Ход урока:

  1. Проверка Д.З.

 

  1. Устно:

·         Назвать координаты вершин, направление ветвей, ось симметрии: y = x2 – 3, y = –x2 + 4, y = (x + 2)2 – 4, y = – (x – 1)2 – 4 (для проверки правильности выполнения использовать интерактивные рисунки на стр. 5, 6).

·         Выделить полный квадрат (4 квадратных трехчлена).

 

  1. Объяснение нового материала

1)      Любую квадратичную функцию y=ax2+bx+c можно представить в виде y = a(x-m)2 + n (представить вывод).

2)      Задания по ИИСС:

·         По стр. 7 записать в тетрадь свойства параболы, заданной в каноническом виде.

·         Выполните задания на стр. 7. По результатам выполнения задания 7б сделайте рисунки и записи в тетради.

·         Просмотрите и выполните задание 8а (стр. 8) и сформулируйте свойства функции y=ax2+bx+c: а) область определения; б) области знакопостоянства, возрастания и убывания; в) влияние коэффициентов а, b и с на вид графика.

·         Выполните задание 8б и сделайте рисунок и записи в тетради (запишите оптимальный алгоритм для построения графика).

·         Просмотрите анимацию на стр. 9 и выполнимте задания 9а, 9б. Сделайте соответствующие записи в тетради.

·         Просмотрите анимацию на стр. 10 и сделайте соответствующие запись в тетради об особых точках графика квадратичной функции, разложенной на множители.

·         Просмотрите анимацию на стр. 11 и зарисуйте в тетради таблицу об особых точках графика квадратичной функции, заданной в различном виде.

 

  1. Решение задач в классе: №84, 87, 88, 89, 92, 93, 94, 97. При решении задач можно использовать анимации на стр. 10, 11.

Д.З.

Задания по ИИСС:

1)              просмотреть подсказку в игре на стр. 7 и попробуйте выполнить все игровые задания так, чтобы набрать наибольшее количество баллов. Сделайте записи и рисунок по двум правильно выполненным заданиям.

2)              Выполнить задания на стр. 10, 11 и сделать соответствующие записи в тетради.

№ из учебника.

УРОК 4

В случае доступности компьютерного класса для проведения отдельных предметных занятий можно предложить учителю провести зачетное занятие с применением ИИСС. Учащимся предлагается выполнить все задания страниц и пройти все игры с максимальным количеством баллов и с минимальным количеством ошибок. Работа, выполненная на таком зачетном занятии, оценивается в соответствии с информацией на странице статистики урока.

 

Можно предложить учащимся еще раз проработать все страницы ИИСС при подготовке к контрольной работе.

 

8 класс

УРОК 1, 2

Тема: «Вписанная и описанная окружности».

Цель: ввести понятие вписанной в многоугольник и описанной  около многоугольника окружности.

Ход урока:

  1. Объяснение нового материала

Задания по ИИСС:

 

  1. Д.З. № 695, 701

 

УРОК 3

Тема: «Решение задач».

Цель: закрепить знания, ввести формулу площади четырехугольника, в который вписана окружность.

Ход урока:

  1. № 690, 692, 694, 697, 704, 707, 722.
  2. Д.З. Выполните задания на стр. 10, сделайте рисунок и записи в тетради.

 

УРОК 4

В случае доступности компьютерного класса для проведения отдельных предметных занятий можно предложить учителю провести зачетное занятие с применением ИИСС. Учащимся предлагается выполнить все задания страниц и пройти все игры с максимальным количеством баллов и с минимальным количеством ошибок. Работа, выполненная на таком зачетном занятии, оценивается в соответствии с информацией на странице статистики урока.

 

Можно предложить учащимся еще раз проработать все страницы ИИСС при подготовке к контрольной работе.

Приложение 1

Элементы интерфейса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Краткая инструкция по работе с инструментом «Интерактивный чертежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее LB – левая кнопка мыши.

1. Рисовать прямую: фиксировано нажать LB – начальная точка линии, тянуть линию, отпустить LB – конечная точка линии.

2. Рисовать окружность (или дугу окружности): нажать LB – фиксация центра окружности, вести курсор до необходимой  величины радиуса, фиксировано нажать LB и прорисовать окружность (или дугу). Чтобы нарисовать окружность, радиус которой равен радиусу предыдущей нарисованной окружности (окружности с равными радиусами), во время рисования необходимо держать кнопку SHIFT.

3. Удаление нарисованного элемента: нажать LB на фоне точки, прямой или окружности (дуги).

 

Инструкция по запуску ИИСС и работе с его компонентами

1. Для запуска ИИСС необходимо вставить CD с программой и ждать автозапуска или запустить файл START.EXE. Электронные модули ИИСС не требуют специальной установки на компьютер пользователя. Для организация работы с ИИСС на нескольких компьютерах можно использовать один из предлагаемых  ниже вариантов.

 

ВАРИАНТ 1

Скопировать содержимое CD на компьютер учителя (ВНИМАНИЕ!!! Не копируйте файлы ИИСС в папки с названиями, в которых использована кириллица!!!). Создать на компьютерах учащихся, подключенных через локальную сеть к компьютеру учителя, ярлыки на запускающий файл.

 

ВАРИАНТ 2

Скопировать содержимое CD на компьютеры учащихся и создать ярлыки для запуска файлов «main_geom.exe» и «main_alg.exe».

 

2. Все анимации и интерактивные компоненты могут использоваться, как отдельные цифровые образовательные ресурсы. Для из запуска и работы необходимо наличие на компьютере установленного FLASH-плеер версии не ниже 8.0. Для удобства пользователей этот плеер помещен на диск с ИИСС.

 

3. Открытые анимации автоматически останавливаются. Для их запуска или повторной остановки необходимо нажимать CTRL + ENTER.