Комментарий доцента

кафедры химии БГУ,

кандидата педагогических наук

Н.А.Титова

к уроку учителя химии

И.В.Маркиной

 

Тема урока: «Алюминий и его соединения»

 

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цель урока выявить и оценить степень овладения учащимися системой знаний и умений о свойствах алюминия и его соединений.

Учитель на занятии применяет приемы технологии развития критического мышления. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует не только хорошему уровню усвоения программного материала, но и развитию общеучебных умений, а также формированию познавательного интереса к химии. Важным в данном занятии является самоконтроль и самооценка детей, составление ими индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволяет каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Чувствуется, что урок представляет собой элемент хорошо структурированной системы работы учителя. Урок насыщен учебным материалом, проводится в хорошем темпе, очень эмоционально. На уроке грамотно применяется разработанная учителем компьютерная презентация. Учитель в полной мере обеспечивает выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач урока. Данный видеофильм целесообразно рекомендовать как учебное пособие для студентов педагогических вузов на занятиях дисциплин педагогического цикла и для всех категорий учителей.

 

Ход урока:

1. Выдвижение и осознание учащимися познавательной задачи.

На экран с помощью проектора учитель выводит слайд, на котором изображены области применения алюминия и его соединений. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет изображения?» Ученики догадываются, что эти изображения характеризуют области применения алюминия. Учитель предлагает каждому ученику составить короткий рассказ по представленным картинкам. Несколько учеников зачитывают придуманные тексты. Каждый из зачитанных фрагментов удачно составлен. Чувствуется, что такая форма работы знакома детям, они её систематически применяли на уроках. Следующее задание по решению анаграмм. Ученики должны не только увидеть в наборе букв химический объект, но и после расшифровки анаграммы из пяти названий элементов исключить лишнее. В анаграмме представлены названия четырёх неметаллов и одного металла – алюминия. Для учеников не составляет труда выполнить это задание. Последнее задание первого этапа урока блеф-игра «Верите ли вы…». Учитель даёт необычную, парадоксальную информацию об алюминии в основном из истории химии. Ученики должны проанализировать её и объяснить, можно ли верить озвученным фактам. Аргументировано обосновать свою точку зрения может лишь тот ученик, кто достаточно хорошо проработал материал предыдущей лекции и понимает особенности физических и химических свойств алюминия. Задания достаточно трудные, и учитель помогает ученикам выстроить логику своих ответов. Выполнение этих заданий позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Учитель конкретизирует цель путём постановки познавательных задач.

2. Закрепление и совершенствование знаний и практических умений.

В начале основной части урока ученики анализируют химические свойства алюминия. С помощью информационной схемы ученики приходят к правильному выводу о том, что простое вещество алюминий проявляет свойства только восстановителя. Ученики также выделяют такое специфичное свойство алюминия, как его взаимодействие с раствором щелочи, не обсуждая пока этот факт с позиций учения об амфотерности. Чтобы подвести учеников к этому понятию, учитель предлагает им провести лабораторный опыт по растворению алюминия в растворе кислоты и щёлочи. Дети убеждаются, что реакция идёт и с кислотой, и со щёлочью, причём в обоих случаях выделяется водород. Ученики выполняют задание на нахождение соответствия между реагентами и продуктами реакции. Это задание, по сути, является заданием части «В» Единого госэкзамена. Учитель проводит анализ его выполнения, учащиеся проверяют себя и исправляют свои ошибки (самопроверка). Таким образом, ученики приходят к выводу об амфотерности свойств алюминия. Амфотерность понимается ими как способность металла реагировать как с кислотами, так и со щелочами. Такая трактовка амфотерности не является общепризнанной в методике химии, но учитель ориентируется на учебный материал из учебника Габриеляна О.С., где даётся такое понятие амфотерности.

Чтобы лучше почувствовать смысл амфотерности как двойственности свойств, учитель приводит примеры из других областей знаний о двойственности свойств объектов (биология, архитектура, транспорт). Следующее важное направление работы по закреплению и совершенствованию знаний – это анализ генетического ряда алюминия. Учитель обсуждает с учениками общие схемы генетических рядов металла и неметалла и показывает особенности генетического ряда амфотерного элемента. Учитель подводит учащихся к важному выводу о том, что амфотерный элемент может в соединениях входить в состав как катиона, так и аниона, причём перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона -- раствором щелочи. Учитель сообщает, что такие же свойства проявляют оксид и гидроксид алюминия, проявляя при этом амфотерные свойства.

Работая над осмыслением понятия амфотерность, ученики проделывают проблемный опыт взаимодействия растворов соли алюминия и щёлочи. В первом случае к раствору сульфата алюминия приливают по каплям раствор щелочи, а во втором наоборот. Они замечают, что в первом случае выпадает осадок, а во втором -- нет. Ученики разбираются в сущности проблемы и формулируют правильный вывод. От химических свойств алюминия учитель переходит к изучению материала о нахождении алюминия в природе, используя педагогический приём на концентрацию внимания, чтобы дети запомнили природные соединения алюминия. Применение алюминия учащиеся рассматривают, анализируя потребительские качества изделий из алюминия, и убеждаются, как важно правильно учитывать эти качества при изготовлении изделий. На примере алюминиевой банки раскрывается представление о самой цивилизованной упаковке. Крайне интересно задание учителя о предложении учениками нестандартного применения алюминиевой банки. Разнообразие предложений учеников (от антенны до пепельницы) свидетельствует о развитии фантазии и понимании важнейших физических и химических свойств алюминия.

3. Контроль знаний и практических умений.

Выполнение школьниками графического диктанта позволяет учителю организовать самоконтроль и самооценку каждого ребёнка. Возвращаясь к анализу предложенной в начале урока схемы областей применения алюминия, учитель предлагает ученикам дополнить её, исходя из изученного материала, и более детально проанализировать. Задание по составлению короткого текста рекламы алюминия и вопросов для интервью алюминия помогают ученикам почувствовать сущность урока. Учитель подводит итог урока, задаёт домашнее задание. Оно состоит из обязательной части (составление цепочек превращения с участием алюминия и осуществление её) и индивидуальной части (которую определяют сами ученики, исходя из того, в чём они до конца не разобрались). Учитель благодарит учащихся за проделанную работу.