И.И. МАШКОВ. Интерьер. 1918

Изображен интерьер мастерской художника. В центре большой стол, накрытый зеленой скатертью и заставленный яркой посудой, среди которой выделяется красный самовар. Слева за столом стоит женщина в фиолетовом платье, вероятно жена художника, его ученица, участница ряда выставок тех лет Е.Ф.Федорова-Машкова. Левее на деревянной колонне зеленая ваза с орнаментом из розовых цветов, справа - большая гипсовая голова Аполлона. На втором плане, на столике квадратное зеркало в деревянной раме и красные цветы в изящной белой вазочке. В зеркале фрагментарно отражаются гипсовая Венера и лицо художника. На заднем плане за фигурой женщины - картина на стене, задрапированной темно-красной и синей шторами.

"Интерьер" - это авторское название картины, под которым она экспонировалась в 1919 году. Но со временем появилось еще одно название - "Натюрморт с женской фигурой", обусловленное тем, что помимо уже перечисленных предметов фона, на раздвижном столе в центре представлен настоящий "парад вещей" во главе с медно-красным самоваром на подносе. Это - расписной чайник, молочник, кофейник, стеклянный кувшин, супница, нарядное керамическое блюдо, белая фарфоровая ваза с яркими, возможно, муляжными фруктами. Все эти предметы изображены с характерной для Машкова эмоциональностью, утрированно "вещественно", вызывающе ярко, подобно городскому изобразительному фольклору начала ХХ века, активным пропагандистом которого он был. Из вывесок и лубочных картинок он берет правдивость чистого локального цвета, который должен соответствовать натуре, но, в то же время, должен быть ярче, интенсивнее, красочней, так как рассчитан на внезапный захват внимания, на стремление ошарашить и завлечь потенциального покупателя или клиента. Отсюда "зазывная" энергия цвета в картинах художника, сочетающаяся с сезанновской пластичностью объемов.

Образ женщины, имеющий сходство с женой художника, нельзя назвать собственно портретом, также он не является ни смысловым, ни композиционным центром картины. Но женщина изображена не случайно там, где красная, синяя шторы и зеленая скатерть могли бы столкнуться в цветовом диссонансе. Ее фигура препятствует столкновению, и, в то же время, соединяет, "примиряет" эти цветовые плоскости фиолетовым цветом платья. Женский образ внесен в картину как бы "через запятую" с остальными предметами, в череде модельных образов, используемых живописцем в своих работах. Но он не настолько условен, формален, чтобы назвать его частью натюрморта. Тем не менее, вся картина в целом и каждый ее элемент в отдельности более близки к стилистике натюрморта, чем какого либо другого жанра.

Натюрмортизация характерна для живописи "Бубнового валета" - объединения, членом которого был Машков. Стремление к объективному постижению действительности привело к тому, что художники все чаще отказываются от сюжетной картины. Так как жанр натюрморта, по их мнению, исключал элемент сюжета, повествования и сосредоточивал внимание зрителя на "простейших", "собственных" качествах явлений окружающего мира, то он лучше всего подходил для решения узких, чисто формальных задач - выявления фактуры, формы предмета, оригинальных пластических и колористических построений. При этом смысловая сущность предмета не интересовала художников. Работая в других жанрах, - портрет, пейзаж, - живописцы-авангардисты 1900-1910-х годов решают те же задачи, используют те же стилистические приемы, и поэтому все их картины в той или иной степени подобны натюрмортам.

Это относится и к большинству работ Ильи Машкова. В них он решает задачи формального характера, при этом, благодаря своему особому таланту, всегда сохраняет, а иногда даже усиливает живую сущность предметов. Но "Интерьер" отличается от других работ особым, значимым содержанием. В нем собраны предметы, не однократно изображенные в других картинах Машкова. Женщина - его любимая в те годы модель. Интерьер, в котором собраны "помощники" живописца - его мастерская. К тому же отражение автора в зеркале, свидетельствующее о его присутствии, дает "ключ" к прочтению картины: "Интерьер" - большая, развернутая по горизонтали картина (формат, способствующий повествовательности) - своеобразная благодарственная ода предметному миру, вошедшему в картины художника и размышление живописца о вещественном мире своего творчества.

Комментарии

"Бубновый валет" (1910 - 1916) - объединение московских художников, обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества Сезанна П., фовизма, кубизма, а также к приемам русской иконописи, лубка и народной игрушки. Ядро этой группы составляли художники Кончаловский П.П., Куприн А.В., Лентулов.А.В., Машков И.И., Фальк Р.Р. Они решали проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева