Васнецов Аполлинарий Михайлович

(1856-1933)

       Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) известный русский художник, «младший Васнецов» как называли его современники в художественном мире, вошел в историю русского искусства конца ХIХ – первой трети ХХ вв. как пейзажист эпического плана, зачинатель исторического пейзажа. А.М.Васнецов известен как автор ряда трудов по истории и археологии Москвы, астрономии, философии, эстетике и теории искусства. Он нашёл свою тему, свою манеру выражения, своё лицо художника, не похожее ни на какое другое в столь многообразной плеяде ярких индивидуальностей рубежа веков. Это понимали уже современники художника. Выдающийся художник К.Ф.Юон так писал об этом: «Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа. А.М.Васнецов принадлежит к группе русских художников, искусство которых глубоко национально».
       Родился Аполлинарий Михайлович 25 июля (6 августа) 1856 г. в селе Рябово Вятской губернии в многодетной семье сельского священника – человека одарённого и просвещенного. Здесь, в Рябове начинался путь к познанию мира и красоте. Влияние отца на формирование характера и мировоззрения Аполлинария было огромным. «Любовь к природе, так сказать, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал моё внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звёзды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу и этим я обязан отцу», – писал А.М.Васнецов. Любовь к небу и звёздам осталась у него на всю жизнь, он являлся членом-учредителем московского Общества любителей астрономии. В пейзажах изображению неба художник придаёт особое значение. В его наследии сохранилась около сорока этюдов облаков.
       Жизнь в семье Васнецовых складывалась нелегко. Многодетная семья священника рано осиротела. Когда Аполлинарию было 9 лет, умерла матушка, Аполлинария Ивановна, а в 1870 отец. Все заботы о младших братьях легли на старшего – Виктора Васнецова.
       В 1872, окончив Вятское духовное училище, Аполлинарий переехал к брату в Санкт-Петербург, познакомился с друзьями Виктора Васнецова – И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, В.М.Максимовым увлекался историей, литературой, естествознанием. Тогда же у него начал проявляться интерес к геологии и археологии. Склонность к изучению древностей сохранилась на всю последующую жизнь.
       В 1878 Аполлинарий переезжает в Москву вместе со старшем братом В.М.Васнецовым. Вид древнего города с бесчисленными памятниками старины очаровывал впечатлительного юношу, он полюбил Москву, и эту любовь сохранил на всю жизнь. Через всё его творчество прошла тема старой Москвы. Он изучал её памятники, запечатлевал и воспевал красоту средневекового города, поэтому не случайно его называют «Певцом старой Москвы». В своей автобиографии А.М.Васнецов отмечал: «Для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва».
       Одним из его первых этюдов, открывших эту тему, является «Вид на Крымский мост, Кремль и Храм Христа Спасителя со стороны Нескучного сада».
       С 1883 Аполлинарий Васнецов начинает участвовать в выставках Товарищества передвижников. В этом же году П.М.Третьяков, чуткий ко всему новому и талантливому, приобрёл у него для своей галереи пейзаж «Серый денёк». Для молодого художника это была большая творческая победа. В 1888 за картину «Днепр перед бурей» его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В характерной манере ранних передвижников выполнены картины «Серый денёк», «Родина», «Днепр перед бурей», «Сумерки».
       Рассвет творчества художника, самобытность его определяется в 1890-е годы. Он много путешествует по стране и Европе. После поездок на Украину, Крым, Кавказ, Урал появляются на передвижных выставках картины большого эпического звучания: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Волнующаяся нива», «Горное озеро. Урал», «Сибирь», «Кавказ», «Эльбрус перед восходом солнца» и др. На этих полотнах предстаёт природа России с её сказочной красотой и торжественностью. В 1898 А.Васнецов впервые поехал за границу – во Францию, Германию, Италию, где также много работает.
       Особое местно в творчестве художника занимают картины «Озеро» и «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
       Рубеж 1900-х ознаменовался для художника рядом событий в его творческой биографии. В 1901 г. он был приглашён в Училище живописи, ваяния и зодчества руководить пейзажным классом, который вёл до 1918. Его учениками были: С.В.Герасимов, В.В.Мешков, Б.Н.Яковлев, В.В.Крайнев, В.Ф.Штраних, и др. В 1903 приходит официальное признание заслуг А.М.Васнецова – Академия художеств избирает его действительным членом. В 1902 художник обвенчался с Татьяной Ивановной Одоевцевой. В 1903 принимает активное участие в организации «Союза русских художников».
       Рубеж веков – это время, когда у Аполлинария Михайловича появляется увлечение театрально-декорационным искусством, обозначившим новый этап в его творчестве. Он активно и плодотворно работал над декорациями для постановки исторических опер на русские темы на сценах Большого театра в Москве, Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Частной оперы С.И.Мамонтова, оперного театра С.И.Зимина, городского Народного дома на Введенской площади. Он исполняет эскизы театральных декораций к операм: М.П. Мусоргского «Хованщина» (совместно с К.А. Коровиным), Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», П.И.Чайковского «Опричник».
       В этот период, признанный мастер пейзажа выбирает новый путь в искусстве – воссоздание архитектурного облика древнейших городов России. Своеобразие его творчества может быть объяснимо особенностями его натуры, он был редкой личностью, в которой сочетались романтическое восприятие художника и трезвый анализ ученого. Образ древней столицы лейтмотивом прошёл через всё творчество Аполлинария Васнецова. Старая Москва была для него символом вечной жизни русской культуры. Им было создано свыше 125-ти полотен на исторические сюжеты. По этим картинам можно проследить архитектурную летопись истории первопрестольной столицы от древних времён до построек начала ХХ столетия. Они украшают многие музеи страны. «Будет большой ошибкой, – писал художник, – считать жизнь старой Москвы скучной, монотонной и не одухотворённой. Город жил полной страстей жизнью. Масса народа гудела как улей и волновалась подчас бурно и жестоко…». В изобразительном искусстве была открыта совершенно новая страница – исторический пейзаж. Одним из любимых периодов истории России у художника был ХVII век – век, который бережно и ревностно, хранил национальные традиции, ему Васнецов посветил свои известные картины: «Улица в Китай-городе. Начало ХVII века», «Базар», «Гонцы. Ранним утром в кремле. Начало ХVII века», «Московский застенок. Конец ХVI века». За последнюю картину художник получил золотую медаль на международной выставке в Мюнхене в 1913. А.Н.Бенуа дал высокую оценку историческим пейзажам А.М.Васнецова: «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он подобно своему брату сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту – вычурную, странную прелесть целой, безвозвратно погибшей культуры».
       На склоне лет художник написал проникновенную серию городских пейзажей, посвященных различным уголкам Москвы и Подмосковья. Найдёновский и Первомайский парки, села Коломенское, Лефортово, Узкое, Давыдково, Кунцево – вот неполный список мест, которые он стремился запечатлеть на своих картинах. В 1926, в год своего 70-летия, тяжело переживавший смерть старшего брата, он создал полотно «Шум старого парка» («Всё в прошлом»), где передал образ уходящей России – русской дворянской усадьбы. В этом произведении звучат запоздалые черты эстетики модерна.
       Необходимо отметить многогранность творчества художника, его универсальность – в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В начале ХХ века А.М.Васнецов уделял особое внимание архитектурным проектам, принимая участие в архитектурных конкурсах. Все представленные работы было выполнены в «неорусском» стиле. За проект дома Н.П.Перцова в Москве он получил первую премию, но владелец дома предпочёл построить дом по проекту С.В.Малютина. К сожалению, только в графическом исполнении остался проект Училища живописи, ваяния и зодчества. В этом проекте был применён синтез владимиро-суздальских и московских архитектурных мотивов ХII-ХVIII вв. Единственным воплощённым, но не сохранившимся до наших дней архитектурным проектом стал склеп-часовня над могилой известного русского коллекционера М.А.Морозова в Москве на кладбище в Покровском монастыре. В 1906 художником была расписана внутренняя часть часовни, по его эскизам отлита чугунная решётка у могилы. Печальна судьба этого памятника. В 1924–25 годах на территории Покровского монастыря было устроено футбольное поле, а в 1927 разбит сквер, поставлена эстрада, открыт районный парк культуры и отдыха. Надгробные камни продавались как строительный материал. Памятники, имевшие художественную и историческую ценность, были уничтожены.
       Декоративно-прикладное искусство А.М.Васнецова разнообразно и интересно, он и здесь работал в «неорусском» стиле. В 1900-е годы он выполнял эскизы мебели и бытовой утвари для мастерских Троице-Сергиевой Лавры и Абрамцева, а также для Кустарного музея Московского губернского земства С.Т.Морозова в Леонтьевском переулке в Москве.
       Любовь к археологической науке сопровождала художника всю его жизнь. Археологические изыскания художника были признаны Императорским Московским археологическим обществом, которое в 1906 утвердило его своим действительным членом. Он трудился на этом поприще и в последующие годы: с 1912 по 1929 г. был председателем, а потом с 1922 был почётным председателем комиссии «Старая Москва». Под руководством А.М.Васнецова активно охранялась, реставрировалась московская старина. На заседаниях комиссии им было прочитано около 40 докладов. А.М.Васнецов работал в этой комиссии с известнейшими русскими историками В.О.Ключевским, И.Е.Забеленным, Д.Н.Анучиным и другими. За свою огромную и плодотворную деятельность Васнецов был награждён орденами Св. Станислава 2-ой степени, Св. Анны 3-й степени, юбилейной медалью «З00-летие Дома Романовых». Он являлся одним из создателей и попечителей Художественного музея в Вятке.
       На протяжении всей своей жизни А.М.Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 он стал членом Всероссийского союза Советских писателей.
       Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…». Эти слова как бы подводят итог многолетней деятельности Васнецова, направленной на прославление нашего отечества, его верного служения России.
       В Москве действует мемориальный музей художника, который является частью Третьяковской галереи.